Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
Книга шестая составлена по Ульгорну.
2) Осіаѵ. с. 5. 3) Тамъ же, гл. 12. ПРИМѢЧАНІЯ КЪ ТЕКСТУ. . \ ?>г 4) Тамъ же, гл. 10. 5) Тас. Біві. ѵ, 3.—Тег 1. Ароіод. с. 16.—Міписіив Т'еІіХ
Осіаѵ. с. 9. - ' 6) Р. КаІІаеІе О а г п с с і: II сгосійзво ргаШо іп сава йеі Севагі Ноша
1857.—Бескег: йаз Вроіісгисіііх іш гбтісЪеп Каівеграіаві. Вгевіаи 1866. ,) Осіаѵ. с. 9. Ср. Епв. Н. Ессі. іѵ, 15. 8) О г і р. с. Сеів. ш, 59. 9) Тамъ же, іи, 75. 10) Асіа Еріройіі еѣ Аіехапйгі. 11) Осіаѵ. с. 8. 12) Тамъ же, гл. 12. 13) Ср. Тегі. Ароі. с. 42. 14) СЬгівІ. КогіЬоІІ: йе регвесиІіопіЬив ессі. ргітаеѵае. Кііопі 1689. —
Изъ новыхъ изслѣдованій я ссылаюсь именно на А и Ь 6: Швіоіге йев регве-
сі^іопв йе ГЕ&Ііве. Рагів 1875.—ОѵегЬеск: ПеЬег йіе Оевеіге йег гбт.
Каівег ѵоп Тга^ап Ьів Магс Аигеі ре&еп йіе СЬгівІеп, іп йеп Віийіеп гпг
ОевсЬ. йег аііеп КіісЬе (1875) 8. 93 &—ЛѴіевеІег: йіе ОігівІепѵегМ- йег Сйвагеп Ьів гиш йгіііеп йаІігЬ. СгйІегвІоЬ 1878. 15) На это обстоятельство впервые обратилъ вниманіе въ своихъ изслѣ¬
дованіяхъ Росси. Ср. также Кг а и в. Кота воіі. 8. 49 й‘. Совершенно какъ
и погребальныя общества, которыя именно императоръ Северъ своимъ эдик¬
томъ дозволилъ повсюду (Бір\ хьѵш, 21, 1), христіане, по свидѣтельству
Тертулліана (Ароі. с. 39), также собирали нѣчто тепвігпа йіе, чтобы пи¬
тать и погребать, бѣдныхъ. Особенно интересна найденная въ Хѳребелѣ въ
Африкѣ надпись (Кепіег, Іпвсг. йе ГАІ&ёгіе 4025), гдѣ одинъ христіа¬
нинъ называется «сиііог ѵегЪі»,—названіе, которое, очевидно, соотвѣт¬
ствуетъ обычному названію членовъ такихъ погребальныхъ обществъ, какъ
Спііогев Лоѵів, Сиііогев АроШпів еі Біанае. Ср. также Неіпгісі, Біе
СЬгівІеп^етеіпйе КогіпіЬв ипй йіе геіірібвеп б-еповвепвсЬайеп йег ОгіесЬеп
2івсЬг. $ лѵівв. Тііеоі. 1876 8. 465 й. 1е) Визелеръ подвергъ сомнѣнію мнѣніе, что христіане с'о стороны языч¬
никовъ принимались за іудеевъ. Онъ ссылается именно на то, что они, по
свидѣтельству Тацита, уже во время Неронова гоненія назывались со сто¬
роны народа христіанами. Это вѣрно, во съ другой стороны свидѣтельство
Тацита выдаетъ, что оии преслѣдовались не какъ христіане, но вслѣдствіе
приписываемыхъ имъ преступныхъ дѣлъ, именно поджигательства. Конечно,
язычники не сразу повсюду пришли къ пониманію различія между христіа¬
нами и іудеями, но въ Римѣ несомнѣнно раньше всего. Но въ тоже время
они не могли навывать ихъ какимъ либо совершенно особеннымъ именемъ,
и поэтому считали ихъ сектой іудейства. Примѣры, чтобы христіане осуж¬
даемы были за участіе въ какой либо соііеціит іШсіІит, за содержаніе
запрещенной религіи, не встрѣчаются до времени Траяна. Во всякомъ слу¬
чаѣ Визелеръ правъ въ томъ, что христіанство не благодаря - рескрипту
Траяна впервые сдѣлалось запрещенной религіей. Такою оно было всегда,
хотя сначала это и не проявлялось въ практикѣ. Вѣрно и то, что судеб¬
ные процессы противъ христіанъ начались впервые также не съ рескрипта
Траяна. Плиній выходитъ изъ предположенія, что такіе процессы уже бывали
раньше очевидно въ самомъ Римѣ, и ему лично только никогда не приходилось
присутствовать при этихъ процессахъ. Но письмо Плинія въ тЬжег время довольно ясно показываетъ, что эти процессы были еще чѣмъ то * новымъ.