Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
номъ возмущеніи^Галъбы не могло распространиться повсюду безъ
нѣкотораго .промежутка времени, то мы можемъ отнести время ви-
дѣнія-шл-; Іоанна^ къ лѣту или осени 68 года. иѵВотъчВъ'дѣйствительности все, что мы знаемъ несомнѣннаго
касательно): времени написанія этой книги. Мы уже видѣли осно¬
ванія.. для; устраненія мнѣнія о томъ, что она написана въ цар¬
ствованіе Домиціана, такъ какъ это мнѣніе отчасти обязано своимъ
происхожденіемъ ошибкѣ Иринея іві) и отчасти праздному повто¬
ренію, и неосновательнымъ выводамъ изъ него. Не невозможно
однакоже, что Веспасіанъ, а не Гальба, могъ считаться со стороны
апостола, не менѣе какъ и другихъ, дѣйствительно шестымъ импе¬
раторомъ. Гальба, Отонъ и Вителлій прошли по императорской
сценѣ подобно привидѣніямъ. Авторъ „Сивиллинскихъ Книгъ*
ограничивается упоминаніемъ о нихъ въ единственной строкѣ:
„послѣ него три царя будутъ погублены одинъ за другимъ" ,8‘).
Они ни въ древнему императорскому роду не принадлежали, ни
новаго рода не основали. Между ними всѣ они прошли на простран¬
ствѣ не болѣе полутора года. Правда, что о нихъ говорятъ какъ
о кесаряхъ какъ Тацитъ, такъ и Светоній, хотя Вителлій и не
придаетъ имъ такого названія. Но когда Веспасіанъ наслѣдовалъ
умерщвленному Вителлію въ концѣ 69 года, то предполагали,
что на престолѣ можетъ утвердиться Флавіева династія, и отсюда
возникъ обычай считать царствованіе Гальбы, Отона и Виталлія
какъ простое „возмущеніе трехъ военачальниковъ" ,зв). Если
таковъ былъ взглядъ новозавѣтнаго тайновидца, то время написа¬
нія Апокалипсиса пришлось бы отнести къ 70 году. Болѣе ран¬
ній періодъ однакоже лучше согласуется съ его собственными
указаніями. Напряженность чувства, причиненная ужасающимъ столкнове¬
ніемъ этого какбы воплощеннаго антихриста съ святыми Божіими,
должна была усилиться еще болѣе отъ страшной гибели, которая по-
видимому угрожала самому существовснію іудейскаго народа. Для
умовъ, уже пламенѣющихъ ожиданіемъ пришествія Христова и
кончины міра, знаменія, времени должны были имѣть зловѣщій
характеръ. Вечернее небо древняго завѣта было красно и отяг¬
чено предзнаменованіями бури. Грозныя предзнаменованія Мессіи,
родовыя муки будущаго вѣка,—муки, которыя должны были со¬
провождать новое рожденіе мессіанскаго царства, уже потрясали
міръ Свирѣпствовали уже войны и носилась молва о войнахъ.
Разрушительно дѣйствовали голодъ и землетрясенія. Церковь едва
пережила муку великой скорби. Христіане поняли, какая ужасная
вещь быть „ненавидимыми отъ всѣхъ людей и считаться отребьемъ
міра*. Сотни мучениковъ были крещены въ собственной крови.