Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
афористическимъ, каковое выраженіе можетъ повести къ недоразу¬
менію, если разумѣть, что оно исключаетъ всякую мысль объ опредѣлен¬
номъ планѣ. Основною мыслью посланія, какъ говоритъ Люкке, служитъ
слѣдующее: «какъ основа и корень всякаго христіанскаго сообщества есть
общеніе, которое каждый имѣетъ съ Отцемъ и Сыномъ въ вѣрѣ и любви,
то это послѣднее по необходимости развивается и обнаруживается въ томъ
первомъ». 488) Гутеръ, который въ своемъ первомъ изданіи, «Комментарія» Меера,
принималъ подобный анализъ (по предложенію Де Бетте), оставилъ его въ
своемъ второмъ изданіи. 489) Я нахожу, что Гутеръ точно выразилъ ту же самую мысль подъ
совершенно другимъ образомъ. Онъ говоритъ, что въ слогѣ ап. Іоанна, ру¬
ководящая мысль подобна основной нотѣ, которую онъ ударяетъ и застав¬
ляетъ звучать чрезъ производныя мысли, пока не зазвучитъ новая нота,
приводящая къ новому ключу». 490 і Вообще говоря, какъ въ этой, такъ и въ своихъ прежнихъ кни¬
гахъ о Новомъ Завѣтѣ, я, мнѣ думается, показалъ, что держусь совершенно
независимаго образа мыслей, и во всѣхъ случаяхъ старался самъ составлять
сужденіе о предметѣ, ппіііпв ай.йісѣи8^пгаге іп ѵегЪа т а §; і 5 і г і.
Однакоже, считаю справедливымъ сказать, что въ толкованіи перваго по¬
сланія ап. Іоанна я руководился превосходнымъ трактатомъ Гаупта. Я не
всегда согласенъ съ нимъ. По временамъ онъ кажется мнѣ черезчуръ
тонкимъ. Я не всегда принимаю его ученые взгляды. Но хотя я и изучалъ
также многихъ другихъ издателей — Гутера, Дюстердика, Эбрарда, Брауна,
Альфорда, Вордсворта, Рейсса и др., однакоже не нашелъ ни укого изъ
нихъ глубины и прозорливости, которыми отличается этотъ малоизвѣст¬
ный писатель. Поэтому особенно я обязанъ ему, и желаю заявитъ объ зтомъ
всѣмъ моимъ читателямъ. Рейссъ едвали оказалъ мнѣ какое либо пособіе. Его
трактатъ объ Іоанновыхъ сочиненіяхъ въ его ТЬёоІо^іе ІоЬаппщие, невиди¬
мому, крайне бѣденъ и гораздо ниже его трактата о посланіяхъ ап. Павла.
Немногое я могъ узнать и изъ многословнаго тумана Брауна. 481) Давая зтотъ свой анализъ, мы должны напомнить читателю, что не
претендуемъ доказывать, что ап. Іоаннъ, пиша вто посланіе, имѣлъ именно
такую схему предъ собою, а хотимъ только сказать, что въ развитія вели¬
кихъ центральныхъ истинъ, которыя онъ желалъ сообщить своимъ читате¬
лямъ, одна общая цѣль господствовала надъ всѣми отдѣльными мѣстами и
придавала общій колоритъ отдѣльнымъ его выраженіямъ. Введеніе і, 1—4. А. Главная тема—вѣчная живнь, проявленная Словомъ. Б. Несомнѣнная увѣренность въ этомъ, какъ въ непреложной истинѣ; цѣлью
изложенія служитъ то, что она есть основа и корень христіанскаго об¬
щенія съ Богомъ и другъ съ другомъ. А. Вѣчная живнь і, 5—ѵ, 5. I. Доказательство того, что она сообщена намъ Словомъ, заключается въ
хожденіи въ свѣтѣ, которое должно показать себя— 1) По отношенію къ Богу—въ видѣ безгрѣшности (і, 6—п, 2); а) безгрѣшность положительно достигается искупленіемъ чревъ кровь
Христа (і, 5—7); б) отрицательнымъ прощеніемъ прежняго грѣха (і, 8 —10); в) увѣщательныя обобщенія (п, 1, 2).