Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
золотыхъ буквахъ, былъ сохраненъ въ церкви Ефесской (см. Ьатре, РгОІе^.
р. 171). ' ' . 466) Читатель самъ .увидитъ доказательство этого, если изучитъ параллели
между евангеліемъ и первымъ посланіемъ ахі. Іоанна, какъ они собраны,,
между прочимъ, каноникомъ Весткоттомъ въ его изданіи этого евангелія.
Такихъ мѣстъ имѣется не менѣе 35, и можно сразу же видѣть, что они ни
заимствованы, ни составляютъ подражанія, но независимо воспроизводятся
такъ, какъ ато было бы наиболѣе естественно въ двухъ произведеніяхъ, пи¬
санныхъ однимъ и тѣмъ же авторомъ. Болѣе половины этихъ параллелей
берутся изъ послѣднихъ бесѣдъ (Іоан, ххі—хѵіі). Мнѣ кажется яснымъ, что
посланіе это представляетъ повдвѣйшую, менѣе развитую и болѣе ограничи¬
вающуюся намехсами форму выраженія. Рейссъ говоритъ, что евангеліе это
нуждалось въ посланіи, какъ комментаріѣ; но съ одинаковымъ правомъ можно
сказать, что посланіе это нужно было, какъ практическое поясненіе еванге¬
лія. Ясно, что оба эти творенія безконечно выигрывали, будучи читаемы
вмѣстѣ. Св. Климентъ высказываетъ мысль, что посланіе было яаішеано
послѣ евангелія, такъ какъ онъ говоритъ, что «посланіе начинается духов¬
нымъ славословіемъ, слѣдуя за евангеліемъ и въ согласіи съ нимъ» (Айит-
ЪгаМ, р. 1009). 46-1) Патмосъ былъ на разстояніи одного дня пути- отъ Ефеса, и если
ап. Іоаннъ уже чувствовалъ, что уединенность острова была удобнѣе для
размышленія, то онъ могъ удалиться туда еще разъ, когда у него явилась
мысль написать свое послѣднее и величайшее произведеніе. 4е8) См. ниже о второмъ посланіи. 4е9) Это можетъ указывать на нѣкоторое время послѣ царствованія Не¬
рона (54—68 гг.). Мы видимъ далѣе, что оно должно было быть написано,
какъ и евангеліе, послѣ разрушенія Іерусалима (70 г.), или до преслѣдова¬
нія христіанъ въ 95 г. во время царствованія Домиціана (91 — 96 іт.) или
между этимъ временемъ и гоненіемъ на христіанъ въ царствованіе Траяна
(98 г.). Эвальдъ (Біе ІоЬап. 8сЬгіі'Іеп, і, 471) считаетъ 90 г. какъ вѣ¬
роятное время происхожденія этого посланія. Каноникъ Весткоттъ говоритъ,
что евангеліе можно относить къ послѣднему десятилѣтію перваго столѣтія
и даже къ концу его (84. «ГоЬп. р. хь). Взглядъ этотъ находитъ поддержку
какъ въ раннемъ преданіи, такъ и въ томъ обстоятельствѣ, 1) что еванге¬
ліе предполагаетъ знаніе сущности синоптическихъ повѣствованій; 2) имѣетъ
дѣло съ позднѣйшими сторонами христіанской жизни и мысли, чѣмъ эти, и
3) соотвѣтствуетъ обстоятельствамъ новаго міра (ій. р. хххѵ—хь). 47°) Дѣян, хѵіі; 1 Ѳесс. і, 14—16, іі, 15;Филип. ш, 2 и проч. См. также
замѣчанія Іустина Философа въ его іЬіаІ. с. ТгурЪ. 4,‘) ЕхѵаЫ, Біе ІоЬап. 8сЪгійеп, і, 431. 4та) іа. іь. ГЛАВА XXXIII. *3) Напрі, рр. 376, 377. 4-1 *) «Евангеліе старается усугубить вѣру во Христа, посланіе излагаетъ
праведность, которая необходима для вѣры, и возможна только вѣрѣ»
(Гофманъ). 4,‘) Браунъ называетъ это «діалектикой умозрѣнія». 4,гб) Дюстердикъ. Толнжъ уже придалъ слогу ап. Іоанна эпитетъ «цик¬
лоидальный». Ренанъ допускаетъ, что слогъ его имѣетъ «пылъ и случайно
своего рода возвышенность, но самъ по себѣ нѣсколько напыщенъ, отвле-
чененъ, тёменъ—и выдаетъ крайній недостатокъ наивности». і11) ЕЪі-агй, Іпбгой. Онъ обращаетъ вниманіе на то, что предложенія
ічасто связываются у него союзомъ хаі, когда ап. Павелъ употребилъ .бы