Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ПРИМѢЧАНІЯ КЪ ТЕКСТУ. т У‘4У" (Ѳповііс Негевіев), и Ваиг (Ш СЬгів4. Фювіэ). См. также МіІтапу'і'Бів-
4огу оі СЬгів4іапі4у п, 68; ВоЪег4воп, С1і. Ніз4. і, 31- Nеалйег-СИ»
Нів4. п, 82; Ѳіевеіег, СЬ. Вів4. і, 114; Вигіоп, Ватр4. Ьесі; іѵ й др.
Ивъ позднѣйшихъ трактатовъ можно указать Нагнаск, фнеНеп й.-НевсЬ. 4. апові. (1873); Ьірвіпв, ()ие11еп й. 814. КеігегдевсЬ. 1875. 4Э5) Такъ, Платонъ въ «Тнмеѣ» сказалъ, что на обязанности соподчинен¬
ныхъ боговъ лежитъ «сочетать смертное съ безсмертнымъ». 44е) «Наегебісогшп раігіагсЬае рЬіІозорЬі» (Тег4. айѵ. Негто§;. 8); «Р1а4о
отпіит Ьаегеіісогиш сопйітен4агіцв» (Бе Апіт. 23). 447) Нѣкоторые ивъ гностиковъ указывали на Зороастра. РогрЬуг.
Ѵі4. Ріоіін. 10. 448) Климентъ Александрійскій (84гот. ш, р. 529) показываетъ, что они
учили чрезмѣрному аскетизму (бкёртоѵоѵ ёдхратеіаѵ), или нравственному инди-
фереНТИЗМу (а8іа<рора>« . 448) См. Кеіт, йези ѵон Кагага, Іп4гой. п, С. ГЛАВА XXXI. 4*°) .Гге п. Наег. хі, 7. «<^ні аиіет .іеаит верагапі а
СЬгійіо е4 ітравзіЬіІет регвеѵегавве СЬгів4иш, раввиш ѵего іевит Йіеип4»... 461) \Ѵев4со44, 84. ЛоЬп. р. хххѵ. 452; Этотъ титулъ (6 ёпіот^йюг) данъ былъ ап. Іоанну' уже во второмъ
столѣтіи. Онъ встрѣчается (о ёпі то от5)&ос тоо хоріоо аѵапЕошѵ) у Поликрата,
епископа Ефесскаго (см. Еоц4Ь, Ееі. 8асг. і, 15, 37, 370) и Ігеп. с.
Наег. т, 1, 1. 453) Сіеш. Аіех. ар. ЕнзеЪ. Н. Е. ѵі, 14. 454) «Принужденъ своими друзьями» (Сіеш. Аіех. 1. с.). Сказаніе, что
будучи просимъ написать Евангеліе, онъ просилъ ефесскихъ пресвитеровъ
присоединиться къ нему въ постѣ, и тогда вдругъ воскликнулъ, какбы вдох¬
новенный: «въ началѣ было Слово» (Лег. йе Ѵігг. І11ив4г. 29). Св. Ириней
говоритъ только, что его просили написать Евангеліе (Наег. ш, 1). 456) 1 Іоан, п, 2; ЕаороЕ, своеобразное выраженіе ап. Іоанна. 4Г,е) Этою мыслью я обязанъ превосходному введенію Попа въ его пере¬
водъ сочиненія Н а и р 4’в Еігв4 Ерів41е оі 84. ЛоЬп. р. хххі. ГЛАВА XXXII. «Эти слова, взятыя въ своемъ широчайшемъ смыслѣ,
составляютъ печать Іоанновыхъ произведеній» (Наир4). 458) Іоан. IV, 22, г; ошт>)р!а ёх тйѵ’1оо8аішѵ ёстіѵ. 459) Іоан, і, 11, о! іоюі.. таіоіа. Ср. Іоан, хіх, 27. 46°) Іоан, хѵіі, 2, 3. Буквально «чтобы они могли познать»—не столько
обладаніе совершенною жизнью, сколько жизнью, стремящеюся къ совер¬
шенству. 4е*) Раввинъ Симеонъ Венъ Іегосадекъ спросилъ раввина Самуила Венъ
Нахмана, «изъ чего былъ сотворенъ свѣтъ?» Тотъ отвѣчалъ благоговѣйнымъ
шепотомъ: «Богъ облекся въ свѣтъ, какъ въ одѣяніе, и заставилъ его слав¬
ный блескъ сіять отъ одного конца міра до другаго» (ВегевЬШі ЕаЬЬа, сЬ. ш). 4в2) См. прекрасный трактатъ «Раиі е4 Леап»,іп Еенва, ТЬёоІ. СЬг64. п,
572—600. 4ез) ЕрІрЬан. Наег. Ы, 12, 0(6 оотероѵ аѵадхаСгі то ауюѵ тсѵгбаа кароітоб-
рьб'ѴОѴ... оі еі)Хз|Зе(аѵ хаі тапемосрроооѵ»]^. Ср. ЕивеЪ. III, 24 (ёгсзѵаухёе), И ЛвГ. Ргоі.
іп Ма44, («Соас4и8 аЬ отпіЬив раене 4инс Аеіае ерівсоріз», н проч.). 4*4) Таково, невидимому, значеніе аІ4еги4гшп, какъ въ Вульг. Іак. ѵ, 16
(\Ѵев4со44, Нів4 оі Сапон, р. 527; 84. Лоіш, р. хххѵ). 4е‘) Л ег. Сотт. іп Ма44. Ргоі. Ср. Сіеш. Аіех. ар. ЕивеЪ. Н. Е. ѵі, 1:4: Но
см. Вавпаце, ѵіп, 2, § 6. Впослѣдствіи ѳто перешло въ разсказъ, что онъ
написалъ все евангеліе вкспромптомъ (аотоо^еБізоті), и что его автографъ; въ