Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ІѴІ) «Тикѣ. М а г 1. Ароі. і, 26. 428) .Гов. Апіі. хѵш, 5; хх, 7, § 2; Еивеѣ. Н. Е. п, 1В. 429) См. «Жнвнь и труды св. ап. Павла», гл. ХЬІ. 43°) Сопвіі. Арові. ѵі, 8; Сіеш. Кемщп. и, 31. 431) Сіеш. Еесо^п. п, 31; НісерЪ. Н. Е. іі, 27. 432) ігеп_ Наег. і, 23; іі, 9, и ср. Нірроі. Веі. Наег. ѵі, 19; Тег і.
Бе Апіта, 34; ЕрірЪап. Наег. ххѵ, 4; ТЬеойогеІ, Наег. ЕаЬ. і, 1. 433) Св. Ипполитъ говоритъ, что онъ былъ погребенъ—обѣщая воскрес¬
нуть опять (Ееі. Наег. ѵі, 26). Что касается этой легенды—которая, какъ
мы видѣли, могла возникнуть отъ извѣстной попытки одного актера, игравшаго
роль Икара (8 и е 1. Иег. 12),—то'св. Ириней, Тертулліанъ н Евсевій умал¬
чиваютъ о ней. Она находится у Арнобія, а(1ѵ. Оепі. ц, 12, и со многими
отступленіями въ подробностяхъ въ Апостольскихъ Постановленіяхъ» (ѵі, 9);
АіпЪгове (Нехает. іѵ, 8); 8п1р. 8еѵегив (и, 41); Е&евіррнв (Бе ЕхсМ.
Ніеговоі. іп, 2) и др., равно какъ у Кедрена, Никифора, Глика и др. Я уже
указывалъ на ошибку, которая повела Іустина Философа къ предположенію,
что его боготворили въ Римѣ (Ароі. 11, 69, 91; Т е г 1. Ароі. 13). 434) Іег. іп Май. ххіѵ, 5. 1 43Б) Увѣреніе Филастрія (Наег. 36) и Епифанія (Наег. ххѵіп, 2), что
онъ былъ именно тѣмъ лицемъ, которое возбуждало споры касательно обрѣ¬
занія въ Іерусалимѣ (Дѣян, іх), есть лишь анти хронологическая догадка. 43е) Іег. Саі. 8егір1. 9, а также Ігепаепв, и др. 43’’) Нірроіуі. Ееі'. Наег. ѵп, 33; ТЬеоіогеі, Наег. ЕаЬ. п, 3. 43в) Наег. і, 26. 43Э) Этотъ ввглядъ впослѣдствіи былъ выработанъ Бардесанами. Съ дру¬
гой стороны Валентинъ училъ, .что тѣло Христово было небесно, но просто
прошло чрезъ Пресвятую Дѣву, не воспринимая ея природу. 44°) Епифаній и Ѳеодоритъ повторяютъ это свидѣтельство Иринея и го¬
ворятъ, что Керинѳъ приписывалъ чудеса Іисуса Христу, котораго онъ пред¬
ставлялъ тождественнымъ съ Духомъ Святымъ. Іисусъ- для Керинѳа былъ
только «земнымъ Христомъ», или «низшимъ Христомъ» -(6 иатш Хрісто?),
между тѣмъ какъ божественный Христосъ былъ «высшимъ Христомъ (6 аѵш
Хршт 6с. " 441) ЕнзеЪ. Н. Е. ѵ, 28. 442) Климентъ Александрійской (8іа*от. ш, 13) приписываетъ изобрѣте¬
ніе докетивма Юлію Кассіану, 173 г., но ясно, что зародыши его существо¬
вали гораздо раньше, и встрѣчаются даже, какъ говоритъ Ипполитъ (ЕеЕ
Наег. ѵі, 14), у Симона Волхва. Онъ проповѣдывалъ уже въ апокрифиче¬
скомъ евангеліи Петра (Епзеѣ. Н. Е. п, 23), которое быть можетъ под¬
ложно было сочинено Левкіемъ, ученикомъ Маркіона, около 140 г. Докеты
назывались также фантавіастами и опинаріями. 443) См. ‘ниже, въ толкованіи къ атому мѣсту. 444) Имя гностикъ—«знающій»—впервые принято было наассенами или
офитами, «въ предположеніи, что они одни только знали глубины» (Ніррое.
Наег. ѵ, 6). Ириней (ар. ЕизеЬ. Н. Е. іѵ, 7) называетъ Карпократа «от-
цемъ ереси, называемой ересью гностиковъ» (ср. И. Наег. і, 25, 6; см.
Ілрвіиз, Сгповіісізшин, р. 48). Первые источники для исторіи гностицизма
можно найти у Иринея (айѵ. Наегевев), Тертулліана (айѵ. Магсіопеш, Бе
Ргаевсг. Наегеіісогшп, и Всогріасе), Епифанія (айѵ. Наегевев), и въ различ¬
ныхъ мѣстахъ у Климента Александрійскаго, Оригена и Ипполита. Изъ но¬
вѣйшихъ трактатовъ см. ВеанвоЬге (Ніві. ди МапісЬёівте), Маііег (Ніві.
4и вповіісівте), Вигіоп (Іпдиііу іпіо Негевіев оі'4Ье Аровіоііс Аръ), Мапвеі