Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ПРИМѢЧАНІЯ КЪ ТЕКСТУ. Филета (1 Тим. і, 20; 2 Тим. п, 17). Во времена Нерона были еще. лож¬ ные учители, которые называли себя «апостолами» (2 Нор. хі, .13, 14).
Почти вѣроятно, что ихъ уже не было во времена Домиціана. Ипполитъ
(недавно открытый въ арабскомъ переводѣ) говоритъ, что это были «іудей-
ствующіе изъ Іерусалима», а такихъ дѣятелей несомнѣнно уже не было въ
столь ловднее время, какъ 95 годъ. 195) Или «твоя жена Іезавель», А, В, %, Андрей и проч. Деканъ Блексли
на недостаточномъ основаніи отождествляетъ Іезавель съ еврейской сивил¬
лой Самбетой, боготворившейся въ Ѳіатирѣ (8т іііі’в, Бісі ВіЫ. подъ сл.
ТЬуаѣіга). Если «твоя жена» есть истинное чтеніе, то оно представляетъ
любопытную параллель къ состоянію Филиппійской церкви во времена св. Поли-
карна. Въ своемъ посланіи къ Филиппійцамъ (хі) онъ говоритъ о женѣ
одного изъ пресвитеровъ по имени Валента, которая была повинна въ та¬
комъ же нечестіи, какъ я эта Іезавель. 19в) См. Ѵоіктаг, Соттепіаг гиг ОйепЪ. рр. 79 и слѣд. 19'’) Роіус. Ер. ай РЫІір. 8. 198) Гезеніусъ и Фюрстъ объясняютъ это имя въ смыслѣ «не отъ на¬
рода», т. е. иностранецъ. Вятринга понимаетъ его въ смыслѣ «господинъ
народа», и Симонитъ въ смыслѣ «развратитель народа». Во всякомъ случаѣ
оно едвали тождественно съ извѣстнымъ именемъ «Николай». 199) Объ этомъ Николаѣ см. «Жизнь и труды св. ап. Павла», кон. ѵп гл.
Нѣтъ никакого положительнаго доказательства, что этимъ еретикомъ былъ
діаконъ, но Ириней (Наег. і, 26; ш, 11) и Ипполитъ (Наег. ѵп, 36) пред¬
полагаютъ, что это именно было такъ. Климентъ Александрійскій (8іі'оіп.
и, 20; іп, 4) разсказываетъ сомнительную исторію, что когда онъ былъ
обвиненъ въ ревности къ своей прекрасной женѣ, онъ опровергъ зто обви¬
неніе весьма страннымъ и неприличнымъ образомъ. Онъ есть предполагаемый
авторъ правила, что «мы должны злоупотреблять плотію» (о-п 8еТ ііаі ті) оархі), чтб могло имѣть и невинное значеніе, что-де суревое самоотре¬
ченіе .требуется для подавленія злыхъ страстей. Глаголъ этотъ однакоже
можно понимать и въ смыслѣ «полнѣйшаго пользованія», и очень воз¬
можно, что нѣкоторые могли основать на этомъ выраженіи нечестивый
выводъ, что преступная страсть должна быть исцѣляема безграничнымъ
самоуслажденіемъ. См. Е\ѵаій, Сексѣ, ѵн, 172. 20°) Мехилта на Исх. хіх, 1. 201) Ст. 13, ср. Филип. п, 10. Съ неопредѣленными показаніями безчислен¬
наго множества ср. Дан. ѵп, 10. 202) Ср. хи, 11. Какъ Викторинъ въ своемъ «Комментаріѣ», такъ и
Тертулліанъ (Бе Сог. Міі. 15) понимаютъ подъ всадникомъ бѣлаго коня—
Христа. Бѣлый конь есть знакъ побѣды (Ѵіг#. ІЕп. т, 537). Символъ лука
быть можетъ заимствованъ изъ Пс. ѵп, 13 н хыѵ, 6. 208 / 4 Царс. Ш, 22, лирра и>е аГца. 204) Матѳ, ххіѵ, 4, 7. Въ подтвержденіе этого см. <Гоа. АпіЬ. хѵш, 9, § У; хіх, 1, § 2; В. 3. п, 17; х, 18 (гдѣ онъ говоритъ, что «страшное
смятеніе господствовало по всей Сирія, и каждый городъ былъ раздѣленъ
на два лагеря»); Тацитъ и Светоній въ различныхъ мѣстахъ. 205) Негой. ѵп, 187; Юіо^. Ьаегі. ѵпі, 18. 20е) Матѳ, хх, 2; ххіѵ, 7; Марк. хт, 7; Тас. Апп. і, 1. Въ Сициліи ,
во времена Цицерона за динарій можно было купить двѣнадцать хенцкеоеь
пшеницы (Сіе. Ѵехт. пі, 81), и слѣд. тридцать шесть хениксовъ ячменя. 2в’) Тас. Апп. хп, 43: «Ігщрт е&евіад еі огіа ех ео іатев»' ^8пе1..
Сіайй. 18, «аввійцае віегіШаІев» (Сотр. Гов Анй. іп, 15, § ‘3). У-:.- • ...ікчн. . ѵ.и.» ѵ