Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
примѣчанія къ 'іт-гг -.•■'ау^яр ;. >4. •• Цицерономъ и другими частными лицами. Онъ никогда не былъ «Ргіпсерв»,
Послѣдній частный императоръ былъ Юній Блезъ, въ царствованіе-Тиверія. **4) Комментарій Андрея, епископа Каппадокійской Кесаріи, въ .патомъ
•столѣтіи, справедливо говоритъ, вопреки св. Иринею, что по предположенію
онъ написанъ былъ до 70 г. 135) Огас. 8іѣ. ѵ, 35. 13е) Свидѣтельство Светонія весьма замѣчательно, и несомнѣнно даетъ
нѣкоторую санкцію взглядамъ тѣхъ,- которые считаютъ Веспасіана шестымъ
императоромъ. Онъ говоритъ: «ВеЬеІІіопе ігіпт ргіпсірпт еі саеДе іцсегЬит
•Діа еі циазі ѵа&ит Ітрегіцга впзсеріі йгтаѵіідае іапДега р^егт Еіаѵіа» (Ѵезр. I). 18,7) Этотъ терминъ употребляется не только раввинами, но также еван¬
гелистами, <а8іѵшѵ (Матѳ, ххіѵ, 8; Марк. хш, 8). Это переводъ еврей¬ скаго Хебели шммегиіахь (см. Ос. хіп, 14; Ис. хххѵіі, 3; Мих. іѵ, 9;
V, 2 и проч.). 188) Ваѵа Ката, і'. 113, Ъ; ЗапЬеДгіп, і. 59, а; 8орЬегіт, 15; ВозЬ
НавЬапаѣ, 1. 23, а. Эти и другія подобныя мѣста можно видѣть переведен¬
ными въ Юг. МсСапІ, 01Д РаіЬз, НегзоЪп, Тгеаниген оі ѢЬе ТаІтиД,
и проч. 139) «Слѣдующіе три класса привязаны другъ къ другу—прозелиты, рабы
и вороны» (РезасЬіш, і. 113, Ь). Раввинъ Хелбо сказалъ: «прозелиты такъ же
вредны для Израиля, какъ короста». См. «Жизнь и труды св. ап. Павла»,
прил. XIII. 14°) 8иеі. Ѵезр. 4. «РегсгеЬиегаі Огіепіе іоіо ѵеіиз еі сопзіапз оріпіо
■еззе іп ІаЬіз и! ео іешроге ДиДеа ргоі'есЬі гегит роіігепіиг. Диіаеі аД ве
ігаЬепІев геЪеІІаптЬ (Доз. В. 3. іѵ, 5, § 4; Тас. Ніві. ѵ, 13). 141) Нибуръ. ,42) 8пе4. Ѵезр. 5. 143) Доз. В. Д. и, 22, § 1; ѵі, 5, § 21; Тас. Н. ѵ, 13, и въ Талмудѣ. 144) ■ Бигаѵіі іатеп раііепііа ДиДаеіз ивциѳ аД Сгевв. Иогит... виЬ ео Ьеі-
Іит огіит» (Тас. Н. г, 10). 146) «Екронъ искореняется» (Соф. и, 4). «Это Кесарія, дочь Эдома (Рима)»
(Ме&іПаЪ. I. 6, а). ,4в) См. Дов. с. Аріоп. і, 25; Тас. Н. ѵ, 4. ,4ГЗ) Іов. В. Д. ѵі, 5, § 4. I. Флавій и Тацитъ почти единственные наши
источники по исторіи, втого возмущенія. Грецъ (&езсЬ. Д. .щДеп. ш, 331—
414» и Деренбургъ (Яізі. Де Таі. 255 — 302) прибавляютъ нѣсколько част¬
ностей, собранныхъ изъ Талмуда. *48) Зилоты (каннаимь) были самые жестокіе и беззастѣнчивые члены
національной партіи. Опи главнымъ образомъ были галилеяне. Симонъ апо¬
столъ былъ кананитъ, т. е. зилотъ. 149) 8иеі. (Кег. 40): «ЗроропДегапі іатеп &иіДат Девіііпіо еі огДіпаііо-
пет Пгіепіів, поппцШ иотіпаішт ге^пит Ніеговоіутогит». 15°) Такъ онь говоритъ (В. Д. п, 20, § 6); но быть можетъ его число—
выя данный нужно уменьшить по крайней мѣрѣ въ десять разъ и его сумма
(ІД. § 8), невидимому, восходитъ только до 65,350. 15і) Іоан, хі, 48 — 50; хѵш, 14. I. Флавій съ своего обычною недосто¬
вѣрностью, гдѣ только онъ имѣлъ своею цѣлью подслужиться, прямо про-
тиворѣчитъ себѣ въ отношеніи характера Ханана (В. Д. іѵ, 3, § 7; Ѵіі. 3.9). ,52) Въ Матѳ, ххпі, ?.5: «сынъ Варахіянъ» есть, вѣроятно, древняя, но
ошибочная глосса (см. «Жизнь Іисуса Христа», примѣч. 1154). ,53) СгіШп {. 57, а. *м) Тас. Н. і, 3. •; 59* ' і У.,