Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
равно какъ и къ очевиднымъ критическимъ трудностямъ, послужило пово¬
домъ къ умаленію значенія этой книги и многими другими. Положитель¬
ныя данныя въ его пользу весьма сильныя. Онъ принимался Пашемъ,
Іустиномъ Философомъ, Діонисіемъ Коринѳскимъ, Ермой, Мелитономъ Сар-
дійскимъ, Ѳеофиломъ Антіохійскимъ, Аполлоніемъ и Иринеемъ, Канономъ
Мураторія и Ѵеіиз ііаіа, во второмъ столѣтіи; Климентомъ Александрійскимъ
и Оригеномъ, въ третьемъ; Викториномъ Петтавскимъ, Ефремомъ Сириномъ,
Епифаніемъ, Василіемъ Великимъ, Иларіемъ, Аѳанасіемъ Великимъ, Григо¬
ріемъ Нисскимъ, Дидимомъ и Амвросіемъ, въ четвертомъ. Кромѣ того,
внутреннія данныя, не смотря на различія и трудности, слишкомъ ясны,
чтобы не обращать на нихъ вниманія, и слишкомъ тонки, чтобы считать
ихъ поддѣльными. 11э) Едва ли стоитъ упоминать о тѣхъ апокрифическихъ сочиненіяхъ,
которыя приписывались ап. Іоанну, какъ'напр. сочиненіе «о сошествіи со
креста», <о смерти Пресвятой Дѣвы Маріи» и проч. См. Ъатре, Ргоіе&отепа,
р. 131; ЕаЬгісіпв, Сой. Аросг. N. Т. р[. іп, р. 200. 12°) ІѴезісои. іпігой. р. ьхххѵ—ьхххѵп. 121) виегіске, Еіпіеіі. іпв N. Теві. р. 285. 122) Таковъ взглядъ Нирмейвра. 128) рарторооѵтшѵ ЁХЕІѵшм тшѵ хат’ оОлѵ ’1шаѵѵ>]ѵ ешрахотоіѵ (Ігел. ай Наег. Ѵ,-30). 12і) Тегі. Бе Ргаеьсг. 36, йег. с. йоѵіп. і, 26. 12Б) См. ЕрірЬап. Наег. ы, 12 и 33; Апйгеаз оп Ееѵ. п, 12; АгеіЬаз
оп Веѵ. ѵіі, 1—8; Зугіас М8. N0. 18; ТЬеорЬуІасі. Сотшепі. іп Іоапп. 12е) Этотъ результатъ теперь принимается не только Люкке, Швегле-
ромъ, Вауромъ, Цюллигомъ, Де Ветте, Ренаномъ, Кренкелемъ, Блеекомъ,
Рейссомъ, Ревидлемъ, Фолькмаромъ, Бунзеномъ, Дюстердикомъ и друг., но
также такими писателями, какъ Штиръ, Неандеръ, Герике, Оберленъ, Мо¬
рисъ. Стюартъ, Нирмейеръ, Давидсонъ, авторъ ТЪе Рагоизіа, Обе и др. ) Замѣчательное выраженіе: «и увидѣлъ я души обезглавленныхъ
(яеігеХехісрёѵшѵ) за свидѣтельство Іисуса» (Откр. хх, 4) можетъ (какъ думаетъ
Эвальдъ, СгеасЬ. ѵі, 618) указывать особенно на смерть ап. Павла. «Обез¬
главленіе» было формою смертной казни, принятою для римскихъ гражданъ. 128) См. «Живпь и труды св. ап. Павла», Прил. ххѵі. ,29) Еиаеѣ. Н. Е. ш, 5 (хана тіѵа уртдіцбч х. т. X). Вѣроятно, главные пре¬
свитеры церкви доказывали, что знаменіе времени, указанное Спасителемъ,
когда Онъ сидѣлъ за два дня до Своей смерти на горѣ Елеонской (Матѳ,
ххіѵ, 15 и слѣд.), теперь ясно требовало вниманія къ Его предостереженію. 13°) ЕрірЬап. Бе Мепвигів, 15. Въ Наег, ххіх, 7, онъ прямо указываетъ
на заповѣдь Христа. Іерусалимъ, можно сказать, былъ «окруженъ войсками»
(Лук. ххі, 20) задолго до дѣйствительнаго обложенія его Титомъ. іаі) О городѣ этомъ вполнѣ можно было сказать, что онъ находился «въ
горахъ». Пелла находится на высокомъ мѣстѣ, и съ одной стороны окру¬
жена скалами. Это самый близкій городъ къ Іерусалиму, который былъ
вмѣстѣ и безопасный, и нейтральный. Хотя и свободный городъ, онъ болѣе
или менѣе отдалъ себя подъ покровительство Агриппы п, и зтимъ избавилъ
себя отъ участи постигшей іудеевъ. Вѣжа въ этотъ городъ, іудейскіе хри¬
стіане становились на сторону противниковъ іудейскаго изувѣрства. Это
было однимъ изъ шаговъ въ томъ божественномъ воспитаніи, которое пока¬
зывало имъ, что дни Моисеева закона и синагоги миновали. 132) «Цари» было обычнымъ титуломъ для римскихъ императоровъ въ
восточныхъ провинціяхъ (См. Еѵѵаій, ѲевсЬ. ѵі, 604 и слѣд.). 133) «Ітрегаіог» былъ титулъ, который носилъ Юлій Цезарь вмѣстѣ еъ \