Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
КНИГА ПЯТАЯ. 928 10С) Саззіап, СоІІаЬ. ххіѵ, 21. 24 СоПабіопее Кассіана присоединены къ
твореніямъ Іоанна Дамаскпна. См. 2аЬп. р. 190. 10’,) Вата Жуівіа, {. 85, а. 108) Роіусг. ар. ЕпвеЬ. ПІ, 31. о? ёуеѵ^іЬ] іерей? то гсётаХоѵ кесрорехш?. ■ Еге-
внппъ утверждаетъ тоже самое о Іаковѣ (ар. ЕнзеЬ. п, 23). Епифаній (Наег.
Ххіх, 4) ссылается на авторитетъ Климента въ пользу этого сказанія
(аХХа хаі то пётаХом ёкі т^? хе<раХ^? ё^ѵ аотф (рёреіѵ) (сотр. ІЙ. ЬХХѴІІІ, § 13). ,09) Лессингъ коснулся этого сказанія въ своемъ Тезіатепі йев ІоЬаппев,
какъ и Гердеръ, разсказывая исторію ефесскаго разбойника въ своемъ Вег
дегеМебе .ГтщШщ. ,1С) сВеаіив ІоЬаппев Еѵап^еіівіа сшп ЕрЬеві тогагеіиг пврие ай ехігѳ-
тат вепесіиіет, еі ѵіх іпіег йівсіриіогит тапиз ай ессіевіат йеіеггеіпг, пес
разве! іп ріига ѵосет ѵегЬа сопіехеге, піЬіІ аііий рег вігщпіав воІеЬа! рго&ггі
соііесіая, піві Ьос «Еіііоіі, Вііі^ііе А 1і е г и 4 г и т». Тапйет йівсіриіі
еі ігаігев цпі айегапі, іаейіо айесіі <ріой еайет ветрег апйігепі, йіхегппі:
«Ма&івіег, <іиаге ветрег Ьос Іодвегіз?» С)иі гевропйй йіі'пат Іоаппе вепіѳп- ,
ііат: «(^піа ргаесеріит Ботіпі еві, еі ві воіит Гіаі, зиШсі!» (Йег. іп Оаі.
ті, 10). 1п) Лея. п, 3, и ар. ЕивеЪ. ѵ, 20; ЕпвеЬ. ш, 36; ^г. СЬгоп. А. В.
101; Бе Ѵігг. Іііизіг. 17; Зиійав, в. ѵ.; и Тегі. йе Ргаевсг. Наег. 32; 112) Св. Игнатій, будто бы, былъ слушателемъ ап. Іоанна, какъ объ
этомъ говорится въ йег. СЬгоп. А. В. 101. Вопросъ касательно Папія раз¬
сматривается въ приложеніи объ «Іоаннѣ пресвитерѣ». Квадратъ упоминается
у Евсевія и бл. Іеронима. Прохоръ и Вуколъ упоминаются позднѣйшими
писателями, неимѣющими особеннаго авторитета. 113) См. выше въ концѣ гл. XXIV. Роіусгаіез, ар. ЕивеЪ. Н. Е. ш, 31,
39; ѵ, 24; Іег. йе Ѵігг. Иіивіг.. іх; Апц. Тгасі. 124, іп Іоапп. «АввигпаЬ
іп агеишепіиш циой іПіс Іегга вепвіт всаіеге е! цпаві еЬиІІіге регЬіЬеіиг
аЦие Ьос ещз апЬеІііп іегі (ШсерЬ. Н. Е. п, 42; 2аЬп, р. 205). 114) По свидѣтельству Исидора Гиспаленсія (Бе огіп с! оЬі!п, 71), онъ
жилъ до 89 лѣтняго возраста. Но если онъ жилъ до царствованія Траяна
(Лгеп. с. Наег. п, 225; ^г. йе Ѵігг. ІПивіг. іх, айѵ. Іоѵіп і. 14), то ему
было почти 98 лѣтъ. «Пасхальная Хроника» говоритъ, что онъ умеръ 100
лѣтъ и 7 мѣсяцевъ, а Псевдо-Хризостомъ (йе в. ІоЬап.) говоритъ, что онъ
жилъ 120 лѣтъ; равно какъ и Свида подъ словомъ Чшаѵѵѵ)?, и Дороѳей (Башре,
р. 92). Въ іх столѣтіи писатель, извѣстный подъ именемъ Георгія Амартола,
ссылается на Папія, «который видѣлъ ёго», въ пользу свидѣтельства второй
книги его «Словъ Господнихъ», что Іоаннъ былъ «преданъ смерти іудеями».
Съ другой стороны, 1) Поликратъ (ар. ЕпвеЬ. ш, 31; ѵ, 20), Ириней (Наег. П, 22, § 5) и Тертулліанъ (йе Апіш. 50) говорятъ о томъ, что онъ умеръ
естественною смертью, чего они конечно не сказали бы, если бы у нихъ
было какое нибудь преданіе о его мученичествѣ, и 2) эпитетъ «мученикъ»
прилагался къ нему только вслѣдствіе сказаній о вверженіи его въ котелъ
съ кипящимъ масломъ (Тегі. Ргаевсг. Наег. 36) и вышній имъ отравленной
чаши («Дѣянія Іоанна», ГаЬгісшв, Сой. Аросг. I, 576), равно какъ и въ связи
съ его ссылкою на Патмосъ (Огідеп, іп МаМ. хѵі, 6 и Ееѵ. I, 9). Кеймъ
въ высшей степени ошибочно говоритъ реви ѵоп Кагага, ш, 44), что Иракдеонъ
Валентиніанинъ, приводимый Климентомъ Александрійскимъ (8ігот. іѵ, 9, § 73),
увѣрялъ, что единственные апостолы, потерпѣвшіе мученичество, были Матѳей,
Ѳома и Филиппъ. Но, во первыхъ, Нраклеонъ прибавлялъ: «Левій и многіе
другіе», среди которыхъ поэтому могъ быть и Іоаннъ; и во вторыхъ, онъ
говоритъ вовсе не о мученичествѣ, а о различныхъ видахъ исповѣданій, однимъ