Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ПРИМѢЧАНІЯ КЪ ТЕКСТУ. щі. а28) Такой взглядъ усвоенъ епископомъ Булломъ въ его Нагтопіа Аро-
вѣоііса. а2э) Такъ думаютъ Шмидтъ, Визингеръ и др. ,, аз°) Лютеръ говоритъ: «Ріигез висіагипі іпЕрізѣоіа «ГосоЪі иі сиш Раиіо
сопсогйагепі... вей тіппв Місііег, вппі епіт сопігагіа, ййев ^изіійсаі, ййев
поп .іивіійсаі—<іиі Ьаес гііе соп^ипдеге роіевѣ, Ітіс ѵііат теат ітропат, еб
іабнит те потіпаге регтіШт» (Соііоц. и, 202). Штрёбедь въ кри¬
тикѣ на Визитера говоритъ: «не важно, въ какомъ смыслѣ мы будемъ по¬
нимать посланіе св. Іакова; оно всегда находится въ противорѣчіи съ осталь¬
ными частями св. писанія», ааі) Рим. хіі, 5; Филип. і, 21; 1 Кор. ѵі, 17. См. «Жизнь и труды
св. ап. Павла», гл. хххѵп, отд. іі; РПеійегег, Рапііпівтпв, § 5; Вапг,
Рапі. п, 149; Ёене Тевѣ. ТЪеоІ. і, 176. 332) Въ другихъ мѣстахъ «вѣра» означаетъ болѣе этого, именно упованіе
на Бога (і, 5; ѵ, 15). 333) Если ап. Павелъ придаетъ дѣламъ меньшее значеніе, чѣмъ Іаковъ,
то Іаковъ придаетъ меньшее значеніе вѣрѣ, чѣмъ ап. Павелъ; но въ отно¬
шеніи результатовъ не можетъ быть никакого затрудненія, такъ какъ каж¬
дый писатель употребляетъ эти слова въ такомъ смыслѣ, который дѣлаетъ
ихъ совершенно ясными. 334) Это обычное объясненіе (Кальвинъ, Гроцій, Баумгартенъ и др.) со¬
вершенно несостоятельно. У св. Іакова нѣтъ ни одного слова, которое бы
показывало, что онъ разумѣетъ оправданіе предъ людьми, и это мнѣніе
опровергается стихомъ 14. ззг>) Какъ сказалъ также Спаситель: «ибо отъ словъ своихъ оправ¬
даешься» (Матѳ, хіі, 37), и самъ ап. Павелъ въ Рим. п, 13: «исполни¬
тели закона оправданы будутъ». Если бы это положеніе встрѣтилось у
св. Іакова, то съ какою живостью критики схватились бы за него, какъ
за явное противорѣчіе Рим. т, 20: «дѣлами закона не оправдается предъ
Нимъ никакая плоть». Но если тотъ же самый авторъ можетъ такимъ
образомъ въ одномъ и томъ же посланіи употреблять тоже самое слово въ
различныхъ смыслахъ, то трудно ли предплагать, что это же могло быть
сдѣлано различными писателями безъ какого бы то ни было враждебнаго
намѣренія? ззс) «Оправдывать» (біхшоОѵ рЧ?) имѣетъ въ Библіи два еиаченія: 1) «объяв¬
лять невиннаго праведнымъ въ согласіи съ его невинностью» (Исх. ххш; 7;
Притч. хѵп, 15; Ис. ѵ, 23; Матѳ, хіі, 37 и проч.) и 2) «дѣлать правед¬
нымъ» или «приводить въ праведность» (Дан. хіі, 31; Ис. ып, 11 и Рим.
по мѣстамъ). У св. Іакова истинная вѣра вмѣняется въ праведность, но
оправданіе слѣдуетъ за дѣлами, какъ доказательствомъ истинной вѣры
(Ланге). Зз’5) «Дѣла — говоритъ Лютеръ—пе дѣлаютъ насъ праведными, но даютъ
поводъ объявлять насъ праведными» (Лук. хѵп, 9, 10). 338) Іак, п, 23; Быт. ххп, 12. См. Гутеръ, ай Іос. Одинъ замѣчательный
талмудическій разсказъ говоритъ, что сатана поносилъ Авраама предъ Бо¬
гомъ, говоря, что Богъ далъ ему сына, когда ему было сто лѣтъ, и онъ
не принесъ даже голубя въ жертву. Богъ отвѣчаетъ, что Авраамъ не по¬
жалѣлъ бы даже своего- сына, если бы потребовалось. Поэтому Богъ сва-
яадъ: «возьми теперь твоего сына (какъ еслибы царь сказалъ своему храбрѣй¬
шему воину: сражайся теперь въ этой труднѣйшей изъ всѣхъ битвъ), чтобы
не сказали, что твои прежнія испытанія были легкія». «У меня-два.сына»,-