Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ЖСГТ7 ; ="Ч-* ^,1**1 ■ Д!1 цутиг съ книгой посланъ .и ключъ къ ней и не потерянъ ли этотъ ключъ?
не брошенъ; ли,.онъ былъ въ море, окружающее Патмосъ, или въ
рѣку Меапд]>ъ“? Нетерпимость, невѣжество, сектантское изувѣрство,
вѣчное, фарисейство человѣческаго сердца сдѣлали изъ нея люби¬
мое поле битвы. Другіе относились къ ней съ неблагоговѣйнымъ
презрѣніемъ, потому что они со скорбью отвращаются отъ того
униженія, которому она подвергнута была фанатическимъ изувѣр¬
ствомъ. Но при правильномъ пониманіи она полна богослов¬
скаго назиданія, и никогда не подверглась бы недовѣрію, еслибы
при толкованіи ея не были пренебрегаемы ея собственныя частыя
указанія и заявленія. Богъ открылъ себя въ исторіи церкви и
міра; но это явленіе Бога въ исторіи до безнадежности затемнено
было попыткой привести его въ соотвѣтствіе съ символами, съ ко¬
торыми оно не имѣетъ никакой связи. Къ счастью, подобныя пе¬
ретолкованія отжили свое время. Подобно тысячѣ другихъ экзе¬
гетическихъ мечтаній, они отходятъ въ Лету забвенія. На нѣко¬
торое время они могутъ еще продолжать сущестьованіе подобно еще
неизгнаннымъ призракамъ; но имъ суждено исчезнуть по мѣрѣ
разгорающагося свѣта болѣе здраваго знанія. Апокалипсисъ обязанъ своимъ непосредственнымъ происхож¬
деніемъ двумъ событіямъ, которыя произошли въ этотъ періодъ
жизни ап. Іоанна. Однимъ изъ нихъ было Нероново гоненіе; дру¬
гимъ былъ взрывъ іудейской войны. Только уже по прошествіи
этихъ событій, когда уже ихъ неотразимый урокъ сдѣлалъ свое
дѣло, болѣе постепенно совершавшееся событіе, именно появленіе
гностическаго ученія въ видѣ новыхъ христологій, вызвало въ
свою очередь Евангеліе и посланія ап. Іоанна, какъ окончатель¬
ное выраженіе христіанскаго откровенія. Не изучая этихъ событій, невозможно понять писаній ап. Іо¬
анна. Эти писанія, подобно всѣмъ книгамъ св. Писанія, правда,
исполнены священнаго назиданія для всякаго смиреннаго сердца.
Пониманіе такихъ назиданій (которыя лучше и глубже всѣхъ дру¬
гихъ уроковъ) не требуетъ ничего, кромѣ духовнаго озаренія чи¬
стой и правдивой души. Но историческое и критическое знаніе
книги требуетъ другихъ качествъ, и роковою ошибкою христіанъ
было добиваться непогрѣшимости для своихъ субъективныхъ убѣж¬
деній не только въ дѣлахъ религіознаго опыта, но и въ вопро¬
сахъ исторіи и критики, касательно которыхъ они могли быть
совершенно некомпетентны, чтобы произносить болѣе или менѣе
имѣющее какую либо цѣну мнѣніе. Мы уже видѣли, чтй за человѣкъ былъ Неронъ. Зрѣлище та¬
кого человѣка, возсѣдающаго на императорскомъ престолѣ языче-
■ скаго міра, служитъ достаточнымъ объясненіемъ того омерзенія,