Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
916 КНИГА ЧЕТВЕРТАЯ. Онъ еще удерживаетъ въ себѣ искры (зсіпШІиІае, Сопіезз. Веі^. 14) небес¬
наго огня, хотя и «далеко ушелъ отъ первобытной праведрости». ®г’3) Слово ХРІ встрѣчается только здѣсь въ Новомъ Завѣтѣ или у ьхх.
Въ смыслѣ «должно* они употребляютъ «обыкновенно» БеТ, которое 'выра¬
жаетъ нравственную пригодность. «Непріятна похвала въ устахъ грѣшника,
ибо не отъ Господа послана она» (Сирах. хѵ, 9). 254) Мате, ѵіі, 16, 19. Иносказанія какъ этого, такъ и слѣдующаго
стиха обнаруживаютъ замѣтный мѣстный колоритъ. 255) «Мудръ ли {остамъ) и разуменъ (набокъ) кто изъ васъ»? (Втор,
г, 13; гѵ, 6; Ефес. і, 8; Нол. і, 9). ’ЕтотгдАшѵ тотъ, кто понимаетъ и знаетъ;
оо<ро« тотъ, кто вноситъ свое внаніе въ свою жизнь. «Знаніе приходитъ, а
мудрость пребываетъ» (Тениссонъ). (Іов, ххѵш, 12). 25Е) <риуіхоі (см. Іуд. 19); фиуіхоі, ісѵеор.а, [«) ёуомтг.і. «Душевная» —т. .е.
чувственная—мудрость живущая только естественною животною жизнью, и
поэтому недуховна. Это мудрость земная, потому что она алчно заботится
о благахъ вемли (Филин, ш, 19); животная, потому что она находится подъ
господствомъ животныхъ похотей (1 Кор. п, 14); демонская, потому что
исполнена гордости, эгоизма, злобы и честолюбія, которыя суть дѣла діа¬
вола (1 Тим. іѵ, 1). мт) «Чиста», т. е. свободна, отъ примѣси плотскихъ побужденій; потомъ
«мирна» (Матѳ, ѵ, 9), «скромна» (1 Тим. ш, 3), «послушлива» (Ѵп1&-
внайіЬіІіз), или быть можетъ «убѣждающая кротостью». Семь качествъ до¬
бродѣтели — семь цвѣтовъ божественной радуги — всѣ сливаются въ одинъ
«свѣтъ міра». Выраженіе «мудрость свыше» обычное въ талмудическихъ
сочиненіяхъ, гдѣ она приписывается Адаму, Еноху, Соломону и др. 258) абю-Арпос, одно изъ частыхъ необычныхъ словъ у св. Іакова.
Бенгель говоритъ: «Коп Гасіѣ йізсгітеп иЬі поп орпз езі». По мнѣнію
Ланге, слово это означаетъ «несектарное», «неотщепенское», т. е. не фари¬
сейское. Не лишено значенія его замѣчаніе, что эпитетъ этотъ естественно-
относился къ общественному поведенію и имѣетъ нѣкоторое отношеніе къ «
амитгйхріто;. Если такъ, то можно переводить это слово въ смыслѣ «безпристра¬
стенъ»: «Будучи іБіахрітое, оно не выслѣживаетъ сучковъ въ глазу брата; и
будучи аѵіжбхрітоі, оно не скрываетъ бревна въ своемъ собственномъ глазу»
(Вордснордъ, который прибавляетъ, что «эта прекрасная картина' истинной -
мудрости можетъ быть поставлена рядомъ съ картиной человѣколюбія, нарисо¬
ванной св. ап. Павломъ, 1 Кор. хіп»). Ср. Сирах. і, 1 —10: «всякая муд¬
рость отъ Господа, и съ Нимъ пребываетъ во вѣкъ. Песокъ морей и капли
дождя на днѣ вѣчности кто исчислитъ? Высоту неба и широту земли, и
бездну, и премудрость кто исчислитъ? Прежде всего произошла премудрость,
и разумѣніе мудрости отъ вѣка. Источникъ премудрости—слово Бога Все¬
вышняго, и шествіе—ея вѣчная заповѣдь. Кому открытъ коренъ премудро- -
стй? И кто позналъ искусство ея? Одинъ есть Премудрый, весьма страшный, сѣ- \
дящій на престолѣ Своего Господа, Онъ произвелъ ее, и видѣлъ, и измѣ- ’
рилъ ее, и излилъ ее на всѣ дѣла Свои и на всякую плоть по дару Сво¬
ему, и особенно надѣлилъ ею любящихъ Его». 25Я) См. ниже, главу ххіх, о паденіи Іерусалима. 2ео) «Ибо, по истинѣ, ничто, кромѣ тѣла и его желаній, не причиняетъ
войны, и мятежи, и битвы» (Ріа!о, РЬоейо, р. 66. с.). 2е1) Нѣкоторые предполагаютъ здѣсь ^ОоѵеТте, «ропщете»; но чтеніе это,
вѣроятно, правильно и означаетъ «вы убиваете», а не «желаете убить», и
лроч. См. ниже. і 2С2) МоіхаХі'8б