Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ПРИМѢЧАНІЯ КЪ ТЕКСТУ. едвади могли дервнуть «богохульствовать» или свлословить» имя Христово. < ѵ
Св. Іаковъ, вѣроятно, имѣетъ въ мысли богатыхъ іудеевъ, саддукейскихъ
угнетателей и проч. (Дѣян, іт, 1, 6; ѵ, 17), хотя онъ могъ также Имѣть
въ виду и поведеніе богатыхъ христіанъ, которые служили причиной - того;
что Христово имя влословилось среди язычниковъ, какъ іудеи были причи¬
ною влословія имени Божія (Рим. п, 24; ср. 2 Царс. хи, ! 22°) Законъ царскій, потому что лучшій ивъ всѣхъ законовъ—царь за¬
коновъ. «Любовь есть исполненіе (иАдошца) закона» (Рим. хш, 10). 221) «Кто соблюдаетъ хотя одно постановленіе, обезпечиваетъ себѣ ааг- ,
щитника (Парклитъ или Параклета), а кто совершаетъ одинъ грѣхъ, пріоб¬
рѣтаетъ себѣ обвинителя» (Рігке АѵоіЬ, іѵ, 15). 222) «Одежда становится разорванною, хотя вы отнимаете отъ нея только
одну часть; гармонія въ мувыкѣ нарушается, если только одинъ голосъ вы¬
ходитъ изъ тона» (Зіагке). 22а) Св. Іаковъ имѣетъ въ виду свободное служеніе воли чистому нрав¬
ственному закону Христа, а не ааконъ, «который рождаетъ къ рабству», и
дѣлаетъ непрестанное ограниченіе для непослушныхъ душъ (Гал. іѵ, 10, 24),
ваконъ, бывшій игомъ, котораго не могли снести ни они, ни отцы ихъ
(Дѣян, хѵ, 10). 224) Это великій ваконъ нравственнаго царства. Онъ приложимъ какъ
къ Богу, такъ и къ людямъ. Вотъ почему христіанская вселенскость лучше
іудейской исключительности; почему благородство, любовь и свѣтлость Еван¬
гелія лучше мрачной ненависти Талмуда; почему терпимость лучше инкви¬
зиціи; филантропія благороднѣе чувственнаго эгоивма (см. Ьапце, р. 78). 225) Ср. об усср 0961X7)06! тіѵа то Хёуеіѵ аХХа то яоіеіѵ ех яаѵтос ооѵ тропой хаХшѵ
ерушѵ у реіа (С I е Ш. Нош. ѴШ, 7). 22е) Св. Іаковъ имѣетъ здѣсь въ виду не вѣру въ собственномъ смыслѣ,
просто теоретическое вѣрованіе, а не живую вѣру. Такая вѣра не можетъ
спасти человѣка. Живненная вѣра въ самой себѣ заключаетъ животво¬
рящій принципъ, изъ котораго должны возникать дѣла. Вся аргумента¬
ція эта направляется противъ тѣхъ антиноміанъ, которые говорили: «если
вы имѣете вѣру, то не важно, какъ вы живете» (Іег. іп МісЬ. пі, 5). '22,7) Такое прощальное благословеніе, безъ оказанія всякой помощи,
было бы столь же несообразной насмѣшкой, какъ и отвѣтъ Клавдія «Аѵеіе
ѵов» на привѣтъ гладіаторовъ: «Могііші іе ваіиіатив» (Суд. хѵш, 6; 4
Цар. ѵ, 19; Лук. ѵп, 50; ѵпх, 48). Подобнымъ образомъ Плавтъ гово¬
ритъ: «какая польза отъ вашего любвеобильнаго языка, если мертва ваша
помощь?» (Ерійіс. і, 2, 13). 228) Св. Іаковъ пользуется иллюстраціей того, къ чему приводитъ вѣра,
и эту иллюстрацію онъ заимствуетъ изъ ученія Христа (Матѳ, ххѵ, 35—46). 229) Вѣра и мертва и безполезіа, если она -не дѣйствуетъ любовью, по¬
добно тому какъ мертво и безполезно состраданіе тѣхъ людей, которые
какбы ввдыхаютъ о бѣдственности людей, и однакоже избѣгаютъ бѣдствую¬
щихъ и самоуслаждаются своею любовью къ ближнимъ въ пріятномъ от¬
даленіи. «Гдѣ нѣтъ духа, тамъ нѣтъ и дѣла (Зресігпш езі, поп ярігііиа);
Вто прекодящая тѣнь; нѣтъ духа въ томъ, что не производитъ дѣла. Имѣя
предъ собою доброе дѣло и не дѣлая его, не говорите о вѣрѣ, потому что
вы не имѣете вѣры въ себѣ, если вы должны показать ее и не показы¬
ваете» (епискоііъ А ндрюисг). 28°) Выраженіе аХХ’ ёрбТ тіе, нѣсколько напоминаетъ стиль св. ап. Павла
(1 Кор. хѵ, 35; Рим. іх, 19). Разговаривающій здѣсь, однакоже, не есть
В08ражатѳль, а языческій христіанинъ, который дѣлаетъ совершенно истин-