Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
КНИГА ЧЕТВЕРТАЯ. 9Т2 21°) Выть можетъ намекъ на притчу о Сѣятелѣ и такимъ образомъ пред¬
ставляетъ параллель съ Матѳ, хш, 23. Слово ёрлротос встрѣчается только въ
Прем. хп, 10. Въ классическомъ греческомъ оно означаетъ также с вро¬
жденный», но это не даетъ столь простаго значенія, хотя его можно срав¬
нить съ такими мѣстами, какъ Колос. и, 6: «посему какъ вы приняли Христа
Іисуса Господа, такъ и ходите въ Немъ». 21 *) См. прекрасную рѣчь д-ра Мозли о фарисеяхъ. «<Циі сгаввіога ѵіііа
ехнегипЬ, Ьиіс тогЪо випі иі ріигіптп оЪпохіі» (Саіѵіп). 212) «Внѣшнее служеніе (й^охЕІа) древней религіи, обряды, церемоніи и об¬
рядовыя одежды ветхаго закона имѣли своею сущностью нравственность. Это-
была буква, нравственнымъ содержаніемъ которой былъ духъ; загадка, зна¬
ченіемъ которой была нравственность. Но сама нравственность есть служе¬
ніе и обрядность (еиііпѳ ехбегіог, йрі)<гхеіа) христіанской религіи» (Соіегій&е,
Аісів іо Вейесііоп, АрЬ. ххш). 213) Довольно любопытно говоритъ Талмудъ: «Богъ взираетъ на лица»,.
Числ. ѵі, 26; ВегасЬобЬ, 1. 20, 2). 114) Букв. «нашего Господа, Іисуса Христа славы». Бенгель принимаетъ
эти два слова въ сопоставленіи — иі ірве СЬгізіпз йісабиг, ^ Оіогіа».
БЗехина была іудейскимъ именемъ Мессіи, но лучше понимать это выраже¬
ніе въ смыслѣ «Господа славы» (ср. Іоан, хѵп, 5). Этотъ титулъ здѣсь озна¬
чаетъ полное исчезновеніе сравнительно мелочныхъ земныхъ отличій. 215) Франтовство золотыми кольцами было модой въ эту эпоху, и рим¬
скіе франты носили ихъ даже до неудобства большими (I и ѵ. 8аі. і, 28,
30; Маті. хі, 60), по шести на каждомъ пальцѣ. Лукіанъ (8ошп. 12)
говоритъ о ношеніи шестнадцати тяжелыхъ колецъ. «Всѣ пальцы обреме¬
нены кольцами» (РИп. Н. N. хххпг, 6). 216) Мѣсто это поясняетъ недостойное пристрастіе самымъ обыденнымъ
примѣромъ, и эта страсть занимать выдающіяся мѣста была сильно развита,
между іудеями (Матѳ, ххш, 6). Христіане, вѣроятно, пользовались іудей¬
скими синагогами (какъ пользовался и св. ап. Павелъ), пока имъ позво¬
лялось это. і1'1) «Золотыя кольца» и убогая одежда (Зах. ш, 3, 4; Огкр. ххіі, 11)
могли быть употребляемы символически, но понимать это мѣсто какъ алле¬
горію іудейской исключительности по отношенію къ язычникамъ (какъ эта
дѣлаетъ Ланге) было бы слишкомъ натянуто. Обращаютъ на себя внима¬
ніе картинныя антитезы— Вы — сидите — вдѣсь — почетно одиноко (близъ ковчега содержавшаго-
законъ). Вы—стоите—тамъ—подъ моимъ подножіемъ (въ невозможности видѣть
и слышать, у двери). Даже въ судахъ у іудеевъ былъ обычай (съ цѣлью показать совершен-
шенное безпристрастіе закона), чтобы оба тяжущіеся какъ богатый, такъ и
бѣдный, или сидѣли, или оба стояли. 218) В(ехрі8т)те, «пересуживаете». Выраженіе это можно понимать также
въ смыслѣ «сомнѣнія», такъ какъ «сомнѣніе» есть обычный смыслъ гла¬
гола 8іахріѵо[»аі, какъ въ і, 6; и потому это выраженіе можно перевести
такимъ образомъ: «не сомнѣваетесь ли вы въ себѣ, и не становитесь ли
судьями съ худыми мыслями?» и проч. (Мате, ххі, 21; Дѣян, х, 20; Рим.
іѵ, 20 и проч.). 219) Буквально: «которое наречено вамъ» (Втор, ххѵпі, 10 и проч.; Іер-
хіѵ, 9; Амос. іх, 12; Евр. хі, 16), т. е. имя Христа. Христіане назывались,
оі Хрюсоо (1 Кор. іп, 23). Номинальные христіане, какъ бы ни были богаты,.