Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ПРИМѢЧАНІЯ КЪ ТЕКСТУ. ■отъ нашей собственной немощности. Если за услажденіемъ сердца слѣдуетъ
худое дѣйствіе, то врагъ оставляетъ насъ какъ побѣдитель, и мы подлежимъ
смерти, с Похоть есть мать грѣха, грѣхъ есть мать смерти, а грѣпшикъ, есть
.родитель обоихъ» (МасЬпщѣІ).. 201) Ап. Павелъ разрѣшаетъ такіе вопросы: «за что же еще обвиняетъ?
Жбо кто противустанетъ волѣ Его?» (Рим. гх, 19). 202) «Неужели нѣтъ исхода? Ибо мы оставляемъ Его, а не Онъ насъ».
(Іереи. ы, 17). (Еписк. Апйгеѵѵев). 203) Несчастный Генрихъ II, незадолго до своей смерти, запальчиво вос¬
кликнулъ Богу: «такъ какъ Ты взялъ у меня городъ, который я любилъ
•больше .всего... то я также отмщу Тебѣ. Я лишу Тебя того, что Ты любщнь
болѣе всего во мнѣ» (,см. (тгееп’в, Ніві. оі Егщі. і, р. 181). Едвали можно
сомнѣваться, что св. Іаковъ ..имѣлъ въ виду великолѣпное мѣсто Сирах. ху,
11—17: «не говори: ради Господа я отступилъ; ибо что Онъ ненавидитъ,
•того ты не долженъ дѣлать. Не говори: Онъ ввелъ меня въ заблужденіе;
ибо Онъ не имѣетъ надобности въ мужѣ .грѣшномъ... Онъ предложилъ тебѣ
•огонь и воду: на что хочешь, прострешь руку твою. Передъ человѣкомъ
.жизнь и смерть, н чего фгь пожелаетъ, то и дается ему». 204) Ученіе это было знакомо св. Іакову, такъ какъ таково было, какъ
.говоритъ I. Флавій, ученіе фарисеевъ (Апіі. хѵіп, 1, § 3; В. I. п, 8,.§ 14). 205) «Вотъ Онъ и слугамъ Своимъ не довѣряетъ; и въ Ангелахъ Своихъ
усматриваетъ недостатокъ» (Іов. іѵ, 18); но что касается Бога, то Онъ не
подлежитъ имъ. Онъ «Е&о впт диі вит» (Исх. ш, 14), т. е., говоритъ Ма-
дахія, «Едо Бе(18 еі поп шпіог» (Мал. ш, 6). «Мы уже не то, что были
немного раньше, не то, что будемъ немного послѣ, и едвали то, что мы теперь;
потому что каждый моментъ заставляетъ насъ разнообразиться. Не такъ съ
Богомъ. Онъ всегда то, что Онъ есть; Онъ есть и не измѣняется» (ВівЬор
Апс1ге\ѵев, 8егш. ш, 374; Іоан, ѵш, 58). 206) Богъ есть причина Его собственной милости. См. Іоан, і, 13; 1 Петр.
і, 23. роиХк)»еІ5 «ѵоіппіаіе ашапііввіта, ІіЪеггіта, рнгізвіта, Іоесипйіввіта»
(1 Іоан, г, 13; 1 Петр. і, 3). ’Алехйцсеѵ, антитеза къ акохоеі грѣха, въ стихѣ
17, «Ірве Бечв Раігів еі табгів Іосо еві» (Веіщеі) (Рим. ѵш, 15; Гал. ні, 26;
1 Петр. і, 23). 2(,п) Іоан, хѵіі, 17: «освяти' ихъ истиною Твоею; слово Твое есть исти¬
на». 1 Петр. г, 23; «какъ возрожденные не отъ тлѣннаго сѣмени, но отъ
петдѣннаго, отъ слова Божія, живаго и пребывающаго въ вѣкъ». Это рав¬
носильно Евангелію (2 Тим. п, 15; Ефес. і, 13). Здѣсь и въ другихъ мѣ¬
стахъ нѣкоторые (напр. св. Аеанасій Великій) придаютъ «слову» его спе¬
цифическій Іоанновъ смыслъ и истолковываютъ его о Христѣ, божественномъ
Логосѣ. Несомнѣнно, ему можно придать здѣсь, какъ и во многихъ другихъ
мѣстахъ, это значеніе; но такъ какъ посланіе вто было адресовано къ іу¬
деямъ разсѣянія, изъ которыхъ многіе не имѣли александрійскаго образова¬
нія или александрійскихъ воззрѣній, то возникаетъ вопросъ: 1) поняли ли ,бы
они его въ атомъ смыслѣ? и, слѣдовательно, 2) могъ ли св. Іаковъ предпо¬
лагать, что они будутъ понимать его въ втомъ именно смыслѣ? го?) «Начатки плодовъ» (см. Лев. ххііі, 10; Втор, ххѵі, 2; 1 Кор. хѵ,
22; хѵі, 15; Откр. хіѵ, 4). Христосъ есть истинный начатокъ, иватѣмъмы
въ Немъ (Рим. ѵш, 19—22). См. цѣнное замѣчаніе Визингера, который
первый обратилъ должное вниманіе на глубину и важность этого стиха, 20э) «Рихіпз віпе іга йі» (Веіщеі). Ланге замѣчаетъ, что Симеонъ и Левій,
предки іудеевъ по фанатизму, получили укоръ отъ Іакова (Быт.. хххгѵ, 49),
но впослѣдствіи считались образцами (Іудиѳ. іх, 20). , " і.'.‘у;. -Л»-'