Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ІГГГИХЛ ЧЕТВЕРТАЯ. (Іоан, .хѵііі, 28; Лев. ѵ,. 3, и т. д.; ср. Сир. хххѵ, 14). Касательно с сиротъ
и вдовъ» (гдѣ также указывается на «лицепріятіе») и касательно общей
мысли ср. Марк. ѵп, 20—23; Лук. хі, 40. 192) Св. Іаковъ чувствовалъ этотъ долгъ живѣе и сознавалъ, что онъ
именно, а не соблюденіе внѣшнихъ религіозныхъ обязанностей, быдъ дѣй¬
ствительно благоугоденъ Богу, что нѣкогда онъ и ,самъ былъ отъ міра сего, ,міръ,,.возненавидѣвшій ЗІр^ста, не ненавидѣлъ его (Іоан, ѵп, 7);
Подъ «міромъ» здѣсь разумѣется все въ мірѣ и въ мірской жизни, что
искушаетъ ко грѣху (1 Тим. ѵі, 14). Оъ этою мыслью сравни Іоан, .хѵіі;
15; І Тим. ѵ, 22.. Съ общею „мыслью этого параграфа ср. Сир. хххѵ, 2;
«кто воздаетъ благодарность, тотъ приноситъ семидалъ (хорошую муку);
а подающій милостыню приноситъ жертву хвалы». Эта же самая мысль
встрѣчается какъ въ св. Писаніи (Втор, х, 12; Пс. хххіх, 7; хх; 17; 1 Цар;
XV, ,22, Мих. ѵі, 6—9; Ос. ѵі, 6; хп, 6 и проч.), такъ и у язщрскихъ
писателей. 193) Христіанинъ стремится къ «терпѣнію», а не къ «безчувствію», какъ
дѣлалъ стоикъ. Его терпѣніе имѣетъ «болѣе возвышенное происхожденіе,
б,олѣе мягкій характеръ, бблыпую продолжительность н болѣе славный плодъ».
(Уап Оовіегиее). 194) Исторія слѣдующихъ немногихъ лѣтъ показываетъ, какъ глубоко іудеи
нуждались въ этой мудрости. «И оправдана премудрость чадами ея» (Мате,
хі, 19);—и она обитала не въ Іерусалимѣ, а съ христіанами, бѣжавшими
на время въ Пеллу. 19В) Такъ ,ръ БЬетр^Ь ЕаЬЪа (§ 31, I. 129) мы находимъ: «благословенъ
человѣкъ, который выстаиваетъ при своемъ искушещц; ибо нѣтъ человѣка
кртораго бы не испытывалъ Боръ. Онъ испытываетъ богатыхъ, чтобы
Видѣть, откроютъ ^ они свою руку для бѣдныхъ; Онъ испытываетъ бѣд¬
ныхъ, .чтобы видѣть, не. будутъ ли роптать они», и проч. 19е) Ланге думаетъ, что подъ «братьями нисщей -степени» разумѣются
іудеи и іудейскіе христіане, а подъ богатыми язычники; ибо, говоритъ онъ,
богатые іудеи всегда были добры къ бѣднымъ. Мнѣ думается, я уже раз¬
рѣшилъ. это затрудненіе. Несомнѣнно, было бы много сказать, что «бога¬
тый человѣкъ въ великолѣпномъ одѣяніи означаетъ гордаго евіонитски
іудейскаго "христіанина, величающагося своимъ колъцемъ іудейскаго за¬
вѣта (!), между тѣмъ какъ бѣднякъ въ плохомъ одѣяніи обозначаетъ языч-
ника-христіаннна» (Іпйод. р. 27). Это значитъ вводить въ новозавѣтный
«кзегезисъ вымыслы, заимствованные изъ Лессинга и Свифта. 197) Это походитъ на Филип. пі, 19, «слава ихъ во срамѣ». Сравни из¬
реченіе Паскаля о человѣкѣ; «СНоіге еі геЬпі де ГІІпіѵегз, в’іі ве ѵапіе, ^е
ГаЪаівве; в’іі в’аЪаівве, ,]е 1е ѵапіе». 198) Мате, ххііі, 12; Лук. хіѵ, 11; хѵш, 14. Болѣе обычный взглядъ на
вто мѣсто таковъ: «пусть богатый человѣкъ наслаждается, когда онъ уни¬
чиженъ лишеніемъ своего имущества» (Евр. х, 34). Но 1) эта потеря бо¬
гатства случается только съ немногими. 2) Онъ всегда обращается къ «бога-
т$шъ людямъ», которые находятся въ- полномъ процвѣтаніи ихъ благосо¬
стоянія. 1аа) Нѣкоторые относятъ это мѣсто главнымъ образомъ къ превратно¬
стямъ въ жизни. «Богачъ, застигнутый судомъ, погибаетъ среди своихъ дѣлъ
и заботъ, подобно тому, какъ цвѣтокъ, при всемъ своемъ благоуханіи, дѣ¬
лается жертвою палящаго зноя солнца» (НніЬег). 20°) Исторія искушенія, говоритъ Бэда, состоитъ 1) изъ внушенія; 2) удо¬
вольствія; 3) согласія. Внушеніе исходитъ отъ врага, удовольствіе и согласіе