Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ПРИМѢЧАНІЯ КЪ ТЕКСТУ. 909 4*6-1 V' тельной, что само посланіе имѣетъ по преимуществу практическій характеръ^ (А будетъ сказано далѣе. 181) Истинное чтеніе, повидимому, есть Ьге, А, В, С (Евр.-хп^А17; Ефес. у, 5). Самая отрывочность его, вѣроятно, послужила причиною разно¬
чтеній въ манускриптахъ. ѵг *** 182) Сир. ѵ, 13: «будь скоръ къ слушанію и обдуманно давай отвѣтѣ»*
«ты имѣешь два уха и одинъ ротъ» (Рнжкертъ). Икуменій здѣсь приводитъ
пословицу, что «никто никогда не раскаивался въ молчаніи», и всякій
припомнитъ пословицу: «рѣчь есть серебро, молчаніе—золото» (Притч. хіи, 3 и проч.; Екклез. ѵ, 2). У Филона находится изречете: «медленный къ
благодѣянію, быстрый къ оскорбленію». Іудеи всегда были «медленны къ
слушанію» (Евр. ѵ, ,11; х, 25). 183) Оно можетъ спасать, потому что оно есть сила Божія (Рим. г, Гб).
Безъ него они не могутъ спастись ни внѣшними дѣдами (какъ говорили
фарисеи), ни рѣшеніемъ воли (какъ говорили саддукеи). О Іцаоты см.
далѣе. 184) аѵ8рі. Нѣкоторые относили этотъ терминъ къ сравнительному равно¬ душію мужчинъ при смотрѣніи въ веркало (1 Кор. хш, 12; Прем. ѵіі, 26;
Сир. хи, 12), но сомнительно, чтобы св. Іаковъ имѣлъ здѣсь въ виду спе¬
ціальную отличительность въ этомъ словѣ (см. ст. 8—12). , 185) апеЦХобеѵ, регі. Форма глагола придаетъ особенную живописность
образу. 1В6) Истинное значеніе этого слова можно видѣть изъ сопоставленія съ
Лук. ххіѵ, 12—«наклонившись, увидѣлъ»; Сир. хіѵ, 23; Іоан, хх, 5, 11; 1 Петр. г, 12 (см. примѣч. къ этому стиху). Св. Іаковъ несомнѣнно имѣлъ
здѣсь въ виду херувимовъ, наклоняющихся надъ ковчегомъ завѣта, какъ
будто съ цѣлью постоянно созерцать откровеніе воли Божіей въ нравствен¬
номъ законѣ. См. объ этомъ словѣ у Кольриджа (Аійз Іо Кейесйоп) стр. 15;
«болѣе счастливаго и сильнаго слова нельзя было бы подыскать для выра¬
женія сущности и конечной цѣли разсужденія». 187) «Ье§тіт зегѵі зитшз иС ІіЬегі езве роззітив» (Сіе.). Мы уже видѣли,
что идеалъ закона у св. Іакова не тотъ же, что и у Моисея (Дѣян, хѵ, 10;
Гал. ѵ, 1; но ср. Пс. хѵш, 8—11), но совпадаетъ съ идеаломъ Нагорной
Проповѣди (іі, 8; ѵ, 12; Іоан, ѵпі, 32), есть законъ Духа (Рим. ѵш, 2), за¬
конъ вѣры (Рим. ш. 27). 188) Обращаетъ на себя вниманіе антитезисъ, торахб^ае, карате!ѵае, оох.
ахроатг/і ётгіА»]ср.оо6ѵѵ)і, ВЪ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ хатеѵоцаеч, акеХу)Аобеѵ, іпеМдетс. 18э) «III ірза асііо кіѣ Ъеаііішіо» (Шнекенбургеръ). 19°) 'Ѳргіо-леіа означаетъ обрядовое служеніе, внѣшнее соблюденіе требо¬
ванія религіи; «веселыя религіи, исполненныя пышности и золота (Дѣян,
ххѵі, 5), которыя (какъ мы видимъ изъ Еолос. и, 18, единственнаго дру¬
гаго мѣста, гдѣ встрѣчается это слово въ Новомъ Завѣтѣ) имѣютъ посто¬
янную тенденцію вырождаться въ поверхностныя и самоуслаждающіяся чело¬
вѣческія установленія (ёЫ,о&рі)с-леіа), и даже, употребляя смѣло изобрѣтенное
слово позднѣйшаго писателя, въ ёЬеХокиріаоо&ргіахіііа. Это обычная опасность
и болѣзнь внѣшней добродѣтельности, причемъ порокъ самую добродѣтель
извращаетъ въ гордость и нетерпимость. Отсюда 8р^охсе есть тотъ, кто
величается своею внѣшнею набожностью. Этотъ параграфъ иллюстрируетъ
«медленность въ говореніи», какъ послѣдній иллюстрировалъ «скорость къ
слушанію». Упрямство и настойчивость въ говореніи есть естественное
слѣдствіе сомнительной религіи. 19-) Іудейское понятіе объ оскверненіи было совершенно ' различное * V « Л; ѵ. , Т) I • і. м 'г' > ,' ‘ ,* ’ "* , . ‘ _ * •* , ’ ^ . .. ^ ,