Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
торая въ его природномъ темпераментѣ столь чудесно переме¬
жалась съ мужествомъ; та пластичность, которая давала егоьдѣй,-
етвіямъ іудейскій оттѣнокъ въ теченіе всего того времени, пока
•онъ былъ окруженъ старѣйшинами въ Іерусалимѣ или посланными,
приходившими отъ Іакова въ Антіохію,—были причиной того, что
онъ долго считался со стороны обращенныхъ іудеевъ (несомнѣнно
противъ своей собственной воли) вождемъ партіи. Тѣмъ не менѣе
онъ былъ однимъ изъ первыхъ, которые поняли вселенскій харак¬
теръ евангельскаго благовѣстія, и съ ревностью выступилъ на под¬
держку трудовъ и усилій св. ап. Павла съ цѣлью > освобожденія
язычниковъ отъ подзаконнаго ига. И когда онъ началъ свое мис¬
сіонерское путешествіе, то его міросозерцаніе расширялось болѣе
и болѣе, такъ что ©нъ, какъ мы видимъ изъ его посланій, уже
безъ всякаго ограниченія принималъ апостольскую проповѣдь ап.
Павла. Когда мы сопоставимъ христіанское ученіе, какъ оно изла¬
гается въ посланіяхъ св. Іакова и ап. Павла, то найдемъ въ нихъ
какбы противоположныя, но въ сущности дополняющія одна дру¬ гую истины, именно такъ, какъ это необходимо было для полнаго нониманш каѳолической истины въ ея многоразличной приложи¬
мости къ человѣческимъ потребностямъ. Ап. Петръ занимаетъ
посредствующее и примирительное положеніе между этими двумя
апостолами: онъ болѣе прогрессивенъ, чѣмъ св. Іаковъ, менѣе
самобытенъ и независимъ, чѣмъ ап. Павелъ. Но выразить конеч¬
ное слово христіанскаго откровенія, положить, такъ сказать, ве¬
ликій краеугольный камень, который былъ еще нуженъ для завер¬
шенія и укрѣпленія величественнаго свода истины, было предо¬
ставлено въ качествѣ особенной чести „возлюбленному ученику1*
Спасителя. И это было именно завершающимъ дѣломъ того пре¬
клоннаго возраста, который, какъ особенное благословеніе для
церкви Христовой, былъ особенно продолженъ для апостольскаго
Свидѣтеля зари втораго столѣтія христіанской церкви 8). Но въ лицѣ св. ап. Іоанна мы видимъ также то возрастаніе
духовнаго просвѣщенія, которое сдѣлало его жизнь непрерывнымъ
воспитаніемъ. Въ его позднѣйшихъ сочиненіяхъ мы находимъ болѣе
глубокое проникновеніе въ истины, чѣмъ какое возможно было
для него прежде, чѣмъ Богъ,, не „показалъ ему всѣхъ вещей въ
медленномъ созрѣваніи исторіи„Сынъ громовъ", какимъ онъ является въ синоптическихъ евангеліяхъ, долженъ былъ еще по¬ учаться въ теченіе многихъ лѣтъ, прежде чѣмъ онъ могъ сдѣ¬
латься святымъ апостоломъ Іоанномъ, которому на островѣ Пат¬
мосѣ сообщено • было таинственное откровеніе (Апокалипсисъ). Ап.
Іоаннъ, видѣвшій, откровеніе, долженъ былъ еще въ теченіе мно¬
гихъ лѣтъ поучаться .и быть свидѣтелемъ' паденія Іёруся'яйЙа,
' 26*. ’" ’