Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ПРИМѢЧАНІЯ КЪ ТЕКСТУ. 895 1 .1 Быть можетъ опущеніе нѣкоторыми изъ христіанскихъ собраній вело къ
разъединенію (х, 25). , 521) 1 Петр. іг, 8, 9; Рим. хп, 13; Тит. і, 8; 1 Тим. ш, 2. Ср. Ве-
гасЬоіЬ, і. 63, Ъ, и многія мѣста въ НегзЬоп, Тгеазпгез оі ѢЬе Таішпй,
сЬар. х. 522) Лукіанъ, Бе тогі. Рёге&г. 16; сихъ главный законодатель внушилъ
имъ чувства, что они всѣ взаимно братья». Юліанъ (Ер. 49)говоритъ, что
щ КЕрі торе іёѵоос уіХаѵ^ршяіа было главной причиной успѣшнаго распростра¬
ненія ИХЪ а8еоті]5. °23) Ср. Матѳ ххѵ, 35 Писатель посланія несомнѣнно читалъ сочиненіе
Филона Бе АЪгаЪато (Орр. п 17: «я не знаю, сколько блаженства и счастія
я долженъ приписать дому, гдѣ ангелы снизошли до общенія съ людьми и
участія въ ихъ дарахъ гостепріимства». 524) 1) Кор. ѵп, 22; 2 Кор. и, 14 («который всегда даетъ намъ тор¬
жествовать»). Лукіанъ въ его любопытномъ трактатѣ со смерти Пирегрина»
останавливается на необычайной нѣжности христіанъ къ исповѣдникамъ въ
темницѣ. Это случайное замѣчаніе показываетъ па мужество и терпѣніе, ко¬
торыя долженъ былъ выказывать христіанинъ въ эти времена гоненія. 525) Кальвинъ принимаетъ слово ёѵ оіораті въ смыслѣ «тѣло церкви»;
по слова, одипоко стоящія, пе могли имѣть такого зпаченія. Здѣсь опять
мы можемъ видѣть воспоминаніе о Филонѣ, который говоритъ, ш; ёѵ тоТ«
ётёрсоѵ 0(Ьр.ао'.ѵ аотоі хахойреѵоі скакъ ВЫ сами огорчены ВЪ ЛИЦѢ другихъ»
(Бе врас, 1е^. § 30). Но смыслъ, очевидно, таковъ: скакъ вы сами под¬
лежите страданію». 52е) Предостереженія эти одинаково могли быть нужны и для ессеевъ,
которые унижали бракъ (1 Тим. іѵ, 3), и для антиноміанъ, которые пропо-
вѣдывали распутство (Дѣян, хѵ, 20; 1 Ѳесс. іѵ, 6; хп, 16). 521) Подобное же сопоставленіе алчности и нечистоты см. 1 Кор. ѵ, 10;
ѵі, 9; Ефес. ѵ. 3, 5; Кол. ш, 5. Здѣсь самый идіоматизмъ (а^Хар-горое 6
тротас. архооцемо'.) тождественъ съ идіоматизмомъ ап. Павла въ другихъ мѣ¬
стахъ (Рим. ХП, 9: ч чуакт) аѵокбхрітог- атгоотоуооѵтес). 628) сСамъ сказалъ». сСамъ», какъ и въ Талмудѣ значитъ Богъ (тоЦ
4<;п)- Подлинныя слова; «я никогда не оставлю тебя и не покину тебя» не
встрѣчаются въ Ветхомъ Завѣтѣ, хотя они приводятся Филономъ (Бе сопіиз.
Нгщ. § 32). Выраженіе это могло быть взято изъ 1 Паралип. ххѵш, 20.
Втор, хххі, 6, 8 или (болѣе вѣроятно) I. Еав. і, 5. Г,2Э) Если посланіе это было адресовано въ Палестину, то подъ этими
вождями могли разумѣться такіе мужи, какъ св. Стефанъ и Іаковъ, братъ
св. Іоанна. - 530) Слово ёх{Заоіѵ («исходъ») встрѣчается только въ 1 Кор. х, 13, гдѣ оно переводится въ смыслѣ «облегченія». Слово это здѣсь можетъ означать
ихъ смерть (по аналогіи съ ёЕо&о?, 2 Петр. і, 15; Лук. іх, 31, и «от- шествіе», Дѣян, хх, 29) Оно означаетъ, что они были вѣрны до конца (см.
Прем. п, 17). 531) «Увлекающіеся (гсерирЕрориѵоі) всякимъ вѣтромъ ученія» (Еф. гѵ, 14). 532) Ст. 9, хаХоѵ. 533) Смыслъ тотъ, что наше спасете должно зиждиться на благодати
Божіей, а не на левитскяхъ правилахъ и различеніяхъ явствъ и питій, ко¬
торыя были безполезны для іудеевъ, придававшихъ имъ такое важное зна¬
ченіе. О томъ, насколько эти вопросы волновали древнюю церковь, и каса¬
тельно ихъ отношенія къ обыдениой жизни см. «Живнь и, труды св. гш.