Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ПРИМѢЧАНІЯ КЪ ТЕКСТУ. слѣдуетъ общее разсужденіе (13—16); 3) Авраамъ и патріархи; 4) отъ Моисея,
до Раавы; 5) общее указаніе на позднѣйшихъ героевъ и мучениковъ, до вре¬
мени Маккавеевъ (32—40). 459) Ст. 4. плеіоѵа каря Кяі'ѵ (ср. ш, 3; Матѳ, ѵі, 25). Въ чемъ именно
жертвоприношеніе Авеля было выше Каинова, оставлепо въ неизвѣстности,
хотя это и не трудно предположить. 4ео) Вслѣдствіе одобренія его жертвоприношенія Богомъ (Быт. гѵ, 4). Онъ
называется «праведнымъ» въ Матѳ, ххш, 35;' 1 Іоан, ш, 12. 4в1) Первоначально намекъ на «голосъ его крови». (Быт. гѵ, 10), какъ
кажется вѣроятнымъ изъ хіі, 24, но едвалн исключающій и болѣе широкій
емыслъ, въ которомъ часто употребляется его выраженіе, именно что
■онъ «говоритъ своимъ примѣромъ». Другое чтеніе есть ІаХеТтаі (Ю), «о
которомъ говорится»; но здѣсь опять анторъ видимо имѣетъ въ виду мѣсто
Филона, гдѣ онъ говоритъ, что «Авель—что въ высшей степени странно —
•былъ вмѣстѣ и убитъ и живъ», что онъ выводитъ изъ Быт. іт, 8 —10 (Орр. і, 200, ей. Мап&еу). 463 2) хі, 5, р-гтетё))»); букв. «онъ былъ перенесенъ» (Быт. ѵ, 24). ) Ной названъ праведнымъ (цаддикъ, 8іхаю«) въ Быт. ѵі, 9, и, какъ намѣчаетъ Филонъ, онъ есть первый, которому дается втотъ титулъ въ св.
Писаніи. Онъ ошибся, придавая имени «Ной» значеніе праведный (Ье%. аііер-р;. т, 24). «Праведность по вѣрѣ» весьма своеобразна съ характеромъ выра¬ женій ап. Павла, хотя онъ въ дѣйствительности и не употребляетъ его въ
другихъ мѣстахъ. Онъ однакоже употребляетъ выраженіе «праведность вѣры»
(Рим. іѵ, 13). 464) Ст. 8. Въ большинствѣ прописныхъ манускриптовъ читается хаАоб-
Р-бмос. Если же читать б х. (К, А, Д), то значеніе можетъ быть только «тотъ,
который названъ былъ Авраамомъ», т. е. въ смыслѣ указанія на перемѣну
его имени изъ Аврама. Это отнюдь не невозможно (такъ думаетъ Ѳеодо¬
ритъ). Вѣра Авраама была однимъ изъ самыхъ обыкновенныхъ предметовъ
разсужденія и споровъ въ раввинскихъ школахъ. 465) Ст. 40. Не Іерусалимъ (Пс. хьѵ, 5; ъхххѵі, 1; Откр. ххі, 10), но
«Іерусалимъ вышняго» (ха, 22; пп; 14). Та же самая мысль и выраженіе
встрѣчаются часто у Филона. 4ее) Филонъ въ различныхъ мѣстахъ говоритъ о Богѣ какъ архитекторѣ
(інууіщі) міра; и здѣсь мы видимъ сходную черту этого посланія съ книгой
Премудрости (Премуд. хпі, 1). 467) И сама Сарра, хотя нѣкогда она и смѣялась надъ обѣтованіемъ. 468) Докторъ Фильдъ, невидимому, думаетъ, что выраженіе хаі айтг, Е^рра
есть глосса, потому что 1) «техеѵ не находится въ К, А, Д; 2) на осно¬
ваніи указанія па Авраама въ Рим. іѵ, 8; 3) потому что хатароА»; собственно
приложимо къ мужскому роду. 4еэ) Они получили обѣтованіе въ одномъ смыслѣ (ехор.Саяѵго), но не дру¬
гомъ (оі> Аа(3бѵтес) СМ. IX, 15. 470) Ст. 19. Въ другихъ мѣстахъ въ зтомъ посланіи бйеѵ означаетъ «вслѣд¬
ствіе чего». Значеніе этихъ словъ ёѵ карофоА^ часто подвергалось спору.
1) Нѣкоторые принимаютъ его въ смыслѣ «неожиданно» (какъ у Полибія,
і, 23,якрароЫ;), или «смѣлымъ дерзновеніемъ», по аналогіи съ тахра{ЩАеа&аі
«предпринимать смѣлый рискъ*. 2) Лютеръ ошибочно слѣдуетъ Вульгатѣ,
переводя ихъ въ смыслѣ «въ прообразъ » (іп рагаЬоІат, гит ѴогЬШе). Не¬
сомнѣнно, опо должно значитъ 3) «въ предзнаменованіе». Но затѣмъ ^возни¬
каетъ вопросъ, какъ можно было сказать, что онъ получилъ Исаака обратно
«въ. предзнаменованіе», а не въ дѣйствительности? Опуская несостоятелъпыя