Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
КНИГА ТРЕТЬЯ. "ВЭТ ченъ украшеніями болѣе славными, чѣмъ одежды Аарона. Терновый вѣнецъ
былъ Его митрой, крестъ—Его пастырскимъ посохомъ... и Его тѣло, вмѣсто
разноцвѣтной одежды, было покрыто синяками и кровію». 404) Деличъ. 405) ѴШ, 5 (ср. Колос. и, 17): а ёот: схіа тшѵ р.е)Лбѵтшѵ, то 81 зшра той
Хрютой. 40е) Касательно другихъ употребленій этого 'слова, см. 2 Кор. іѵ, 4,
гдѣ Христосъ называется еіхшѵ Бога. «СтЬга ін Ье§е; Iтар-о іп Еѵап-
&е1іо; Ѵегііаз іп Соеіо», 8. АтЪгозе іп Рз, хххѵш (см. 1 Еор. хіи, 12). Ы1) Лучшее чтеніе невидимому есть йоѵяѵтси, тѣмъ болѣе, что это наиболѣе
трудное чтеніе, Б, А, С, Но при этомъ чтеніи это мѣсто дѣлается ана'колу-
ѳомъ, и слова -лхт’ Іѵюотоѵ оказываются въ весьма странномъ положеніи
(гипербатонъ). Во избѣжаніе этой трудности, нѣкоторые объясняютъ его
такимъ образомъ: — с они (священники) никогда могутъ, ивъ года въ годъ,
тѣми же самыми жертвоприношеніями, которыя они приносятъ постоянно,
дѣлать совершенными приходящихъ». Смыслъ этого слова тогда будетъ тотъ,
что священники не могутъ жертвоприношеніями великаго дня очищенія
(которыя въ концѣ копцевъ представляютъ собою лишь тѣже самыя при¬
ношенія за грѣхъ, какія они дѣлаютъ ежедневно) сдѣлать совершенными
молящихся. Но -можно и иначе понимать это выраженіе, отдѣляя хат’
ёѵ'.аотоѵ тоТе аотаіе вапятыми, и тогда будетъ: «никогда не могутъ сдѣлать
совершенными приходящихъ приносимыми ими жертвоприношеніями, которыя
одни и тѣже ивъ года въ годъ». Такъ понимаютъ Влеекъ и Де Ветте. Но
всетаки не невозможно, что Вйѵаѵтаі есть простая ошибка. 408) См. ѵ, 3 и замѣчанія на ѵп, 27. Здѣсь опять мы находимъ порази¬
тельное сходство съ Филономъ, который говоритъ о жертвоприношеніяхъ,
что они доставляютъ «пе забвеніе грѣховъ, но воспоминаніе о. нихъ» (Бе
Ѵісі. Ой. и Бе ѴІі. Мом. ш). И еще (Бе ріапі. N00) онъ обращаетъ вни¬
маніе на Числ. ѵ, 15, гдѣ Моисей говоритъ, что хлѣбное приношеніе рѳвно-
ванія есть «приношеніе воспоминанія, напоминающее о беззаконіи*. Самый
фактъ, что часто повторявшіяся жертвоприношенія такимъ образомъ напо¬
минали молящемуся о грѣхахъ и ежедневно указывали на средство ихъ
устраненія' и воспитывали въ немъ послушаніе въ приношеніи ихъ, служилъ
оправданіемъ ихъ существованія, хотя по своей внутренней сущности они
не имѣли никакого значенія. 40Э) Невозможно, чтобы жертвоприношенія имѣли сами по себѣ такую
дѣйственность; они могутъ имѣть ее только рег ассійепв по вѣрѣ и
вслѣдствіе особой благодати Божіей, связанной съ ними. Даже Талмудисты
видѣли и говорили, что день очищенія самъ по себѣ не былъ исцѣленіемъ
нли умилостивленіемъ за вольный грѣхъ, который постоянно откладываетъ
покаяніе (Уоша, ѵш, 9). 41°) Эта замѣчательная цитата берется изъ Нс. хххіх, 6, 7. Это, вѣ¬
роятно, Псаломъ Давидовъ, и хотя мѣсто это имѣетъ преобразовательный
мессіанскій характеръ, но другія части Псалма (напр. ст. 12) имѣютъ почти
исключительно личный характеръ. Тѣмъ не менѣе вьдеаженіб «Онъ гово¬
ритъ» означаетъ «Христосъ говоритъ», потому что слова Давида въ болѣе
глубокомъ и истинномъ смыслѣ приложимы къ Нему. < 411) «Жертвы и прнношепія Ты не восхотѣлъ». Это одно изъ многихъ
замѣчательныхъ изреченій пророковъ, которыя показываютъ, что они пришли
къ сознанію пичтожества жертвъ, разсматриваемыхъ какъ простыя внѣшнія
дѣйствія, и громаднаго превосходства духовнаго богопоклоненія. Мѣсто это осо¬
бенно напоминаетъ 1 Цар. хѵ, 22 и предвосхищаетъ величественныя мысли