Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ПРИМѢЧАНІЯ КЪ ТЕКСТУ. Гамадіила перваго (БегепЬоиг^, р. 375, который ссылается на РеаЬ, п, 6;
Тота, 14, Ь). , ' зэе) Тота, і. 2, а; 18, а, Ъ; 19, Ъ. Въ Иродовомъ храмѣ ковчегъ и
очистилище только предполагались, что существуютъ. Окропленія дѣлались
на камнѣ основанія. 8апЬейгіп, і. 81, Ь. 89В) Дальнѣйшія подробности церемоніи дня очищенія указаны въ Прило¬
женіи хіі: «обряды дня очищенія». 3") Тота, 1. 66, а. Въ законѣ нѣтъ такого постановленія. «Цукъ»
находился въ 22 верстахъ отъ Іерусалима. См. Негэііоп’в Тгеавигев о( іЬе
Таітий, сЬ. ѵп. 40°) Зах. хі, 1; Тота, 1. 29, Ъ. Такъ какъ должное соблюденіе церемо¬
ній зтого великаго дня въ теченіе 1800 лѣтъ было невозможно для іудеевъ,
то для читателя будетъ небезъинтересно видѣть, въ какую печальную нелѣ¬
пость его великолѣпные обряды выродились въ рукахъ польскихъ евреевъ.
Онъ теперь соблюдается въ видѣ такъ называемаго «очищенія пѣтуха».
Такъ какъ въ одномъ мѣстѣ Талмуда слово Геверъ (-03) употреблено не въ
смыслѣ «человѣка», но въ смыслѣ «пѣтуха» (Тота, 1. 20, Ъ), то новѣйшіе
раввины изобрѣли правило употреблять вмѣсто человѣка пѣтуха (Темуравъ
Геверъ бегеверъ), и этотъ обычай сдѣлался закономъ, согласно правилу, что
«обычай есть законъ». Птицы и особенно бѣлые пѣтухи въ большомъ тре¬
бованіи въ этотъ день, какъ указывающіе на то, что хотя бы'грѣхи чело¬
вѣка, убивающаго пѣтуха, были какъ багряница, онъ дѣлается бѣлымъ какъ
снѣгъ. Связавъ ноги пѣтуха и держа ихъ въ своей рукѣ, еврей произноситъ
установленную молитву. Затѣмъ онъ крутитъ пѣтуха вокругъ своей головы
съ словами: «зто моя подставка» (халафаѳи), моя замѣна (темараѳи),
мое очищеніе (каппараѳи)». Затѣмъ у пѣтуха ломаютъ шею, бросаютъ его
на землю и перерѣзываютъ ему горло, такъ что онъ претерпѣваетъ (въ
нѣкоторомъ смыслѣ) четыре установленныхъ Моисеемъ смертныхъ наказанія;
удушеніе, побіеніе камнями, обезглавленіе и сожженіе. Я заимствую эти
подробности между многими другими интересными чертами изъ Ле\ѵІ8Іі Не-
гаЫ за іюль, 1880. 401) Маймонидъ у Вигеиішеіиз, МівЬпа, іі, 232. См. Лев. хѵі, 2, 13.
Вечеромъ первосвященникъ давалъ пиръ своимъ друзьямъ въ воспоминаніе
его невредимости. Быть можетъ страхъ, внушаемый этою церемоніей, и
заставлялъ саддукейскихъ первосвященниковъ времени земной жизни Спаси¬
теля такъ охотно передавать эту должность отъ одного другому. См. «Жизнь
Іисуса Христа», гл. ьѵш. •ПегепЬоигд, 234 и сл.—Уота, іѵ, 7 (БигепЬивіив,
МібЬпа, п, 231). См. Приложеніе хт; «впечатлѣніе, производимое на душу
іудеевъ обрядами дня очищенія». 402) Слѣдующія мѣста показываютъ іудейское вѣрованіе, что «безъ про¬
литія крови не бываетъ прощенія»: «Авраамъ былъ обрѣзанъ въ день очищенія; и въ этотъ день Богъ еже¬
годно смотритъ на кровь завѣта обрѣзанія, какъ очищающую всѣ паши
беззаконія» (УаНші КайавсЪ, 1. 121, Ь). «Раввинъ Елеазаръ спрашивалъ: за чье благо предназначались семь¬
десятъ тельцовъ? (Числ. ххіх, 12—36). Ему данъ былъ отвѣтъ; за семь¬
десятъ народовъ языческаго міра для очищенія ихъ... Горе языческимъ на¬
родамъ за ихъ погибель и... они не знаютъ, что они потеряли; потому что
пока существовалъ храмъ, жертвенникъ дѣлалъ очищеніе за нихъ; но те¬
перь кто будетъ дѣлать очвщевіе за нихъ?» (БиссаЬ, I. 55, Ь). , 4оа) См. Лепету Тауіог’е Іліе оі СЬгів*, т, § 15, «Онъ былъ обле- '.у .-„аЛ 1 ^ 56,