Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
Нужно надѣяться, что: настанетъ день, когда установившійся по¬
рядокъ уступитъ мѣсто другому, болѣе правильному и сообразо¬
ванному съ историческимъ ходомъ развитія духовной жизни апо¬
столовъ. Но даже еще большія затрудненія возникаютъ отъ непра-
вильнагб расположенія писаній ап. Іоанна. Ихъ теперешнее распо¬
ложеніе обязано своимъ происхожденіемъ предположеніямъ, повед¬
шимъ къ безконечнымъ затрудненіямъ. Оно затемняетъ значеніе
драгоцѣнныхъ наставленій и прокладываетъ путь къ печальнымъ
заблужденіямъ. Нѣкоторые могутъ почесть преувеличеніемъ, если
мы скажемъ, что такое завершеніе Библіи Апокалипсисомъ было
не безъ печальныхъ послѣдствій для исторіи христіанства. Но не¬
сомнѣнно было бы гораздо лучше какъ для церкви, такъ и для
міра, если бы мы слѣдовали божественному порядку и если бы въ
канонѣ послѣдними поставили тѣ именно книги, которыя явля¬
лись послѣдними по порядку времени. Если бы это было такъ, то
наша Библія заканчивалась бы, какъ должна заканчиваться книга
Божія, любящимъ и торжественнымъ завѣщаніемъ послѣдняго апо¬
стола: „дѣтки! берегитесь идоловъ". Такому именно порядку мы намѣрены слѣдовать въ своей
книгѣ. Бъ Апокалипсисѣ Новый Завѣтъ невидимому еще гово¬
ритъ голосомъ и тономъ Ветхаго Завѣта. Стараясь понять, на
сколько возможно значеніе Апокалипсиса, мы увидимъ духъ ап.
Іоанна, когда онъ впервые выступилъ изъ затѣняющаго вліянія ап.
Іакова и старѣйшинъ Іерусалима; когда изъ съуживающихъ стѣнъ
столицы іудейства онъ перешелъ въ христіанскія общины, возра¬
ставшія въ языческомъ мірѣ. Правда, мы увидимъ, какъ онъ пи¬
салъ и что онъ думалъ, уже находясь подъ водительствомъ Св.
Духа Божія, но еще не вполнѣ воспользовавшись уроками послѣд¬
нихъ 30 лѣтъ своего постепеннаго воспитанія, и когда онъ былъ
еще не въ совершенствѣ знакомъ съ языкомъ, на которомъ напи¬
сано его величайшее произведеніе, т. е. Евангеліе. Апокалип¬
сисъ былъ написанъ прежде, чѣмъ апостолъ былъ свидѣтелемъ
окончательнаго завершенія ветхаго завѣта въ той страшной ка¬
тастрофѣ, которая голосомъ Бога въ исторіи отмѣнила все,
исключая нравственныхъ заповѣдей, чтб было изречено голо¬
сомъ Бога на Синаѣ. Нравственныя понятія Евангелія стоятъ
выше символизма видѣній и кабаллистики числъ. Мы никогда не
переходимъ отъ чистѣйшей и возвышеннѣйшей области мысли
къ туманнымъ образамъ язвы и войнъ, предсказываемыхъ огне¬
дышащими конями и рожденными въ аду жабами. Понявъ отвле¬
ченныя и безусловныя формы, въ которыхъ евангеліе и посла¬
нія излагаютъ предъ нами вѣчную борьбу жизни съ смертью и
свѣта съ тьмою, мы постигаемъ болѣе возвышенные и болѣе глу- .• і . I » Ія *г ■ ' ‘ і . . 5*ч ■ ". лА .кхХ~. .. чг, _■