Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ПРИМѢЧАНІЯ ЕЪ ТЕКСТУ. ' гГ*Лх’ , ѵ*,-•' ,і і88) ИсХі ХХѴШ) і; тыс*, хѵі—хѵш:,«Богъ самъ судилъ Аарона дЛдайно
его нести» (I- Флавій, Апіѣ, пі, 8, § 1, и сопоставь > Числ'.лхМб|2
Наралип. хи, 16—21). См. ВаттійЪаг ВаЬЬа, § 18 (іп 8сЬо1%еп),'ігдѣ-Мои->
сой выставляетъ это обстоятельство въ. укоръ Кореи»; .ПервосвящеН'
ники того времени, когда писано было это посланіе, были чужестранные
-саддукеи не иервосвященнической линіи, которые покупали, продавали 'и
передавали одинъ другому и вообще унижали должность, будучи первона¬
чально простыми клевретами Ирода. Они принадлежали «къ извѣстнымъ тем¬
нымъ личностямъ, которыя -были только священническаго происхожденія,
а не потомки Аарона (I. Флавій, Апіѣ. хх, 10, § 5). Характеристику ихъ
на основаніи талмудическихъ цитатъ смотри въ «Жизни Іисуса Христа»
прил. XIV. 184) Истинно «помазанный первосвященникъ». 185) Сыновство. по аргументаціи писателя, (заключаетъ доказательство Его
Божественнаго призванія къ первосвященству. 18е) «Священникъ на своемъ престолѣ» (Зах. ѵі, 12); хата, та&м, ал-диб-
раои, по должности, по мѣсту, по чину (Пс. оіх, 4). Іудеи говорили, что
подъ «двумя помазанными» («сынами елея») въ Зах. гѵ, 14 разумѣются
"Ааронъ и Мессія, и, на основаніи Пс. сіх, 4 доказывали, что Мессія былъ
дороже и милѣе Богу. Они всегда считали втотъ Псаломъ мессіанскимъ, И
Таргумъ Іонаѳана начинался словами: <Бтъ сказалъ своему Слову*. 187) сар-Аѵ: здѣсь означаетъ Его «человѣчество». 188) О слезахъ не упоминается въ евангельскомъ повѣствованіи о душевныхъ
мукахъ въ Геѳсиманскомъ саду, но онѣ несомнѣнно подразумѣваются тамъ. 18Э) еіса-/.ооа8еі« сто т^« еиХареіа;. ’Атс° несомнѣнно можетъ означать «для»,
«Вслѣдствіе», какъ въ Лук. хіх, 3: ош ^ойѵато сто т05 оуХоо; ххіѵ, 41, діи-
отобѵтшѵ ото хаР“«- Срав. Іоан, ххі, 6; Дѣян, хп, 14; ххп, 11 (ойх ЁѵЁ|ЗХе-
тіоѵ іко ’сгр 8оІ:7)г), и проч.; ЕйХареіа (которое въ Новомъ Завѣтѣ встрѣчается
только въ хп, 28) есть «почтительный страхъ» въ противоположность ужасу
и трусости. Зенонъ опредѣлялъ его какъ «разумное самоудаленіе» (ейХоуое
ЕххХктс) какъ нѣчто противоположное страху, и говоритъ, что мудрецъ могъ
.е6Ха|ЗеТсч)аі, но никогда <ро{іеТс8аі. Демосѳенъ противопоставляетъ ейХсфг^ съ
■8еТХо5. Значеніе этого интереснаго мѣста вполнѣ ясно. Это оплотъ про¬
тивъ ересей, которыя никогда не видятъ или не допускаютъ совершеннаго
человѣчества Христа, равно какъ и Его истиннаго Божества; Попытки из¬
бѣгнуть такого значенія переводомъ Его: «былъ услышанъ Тѣмъ, кого Онъ
боялся» (срав. Быт. хххі, 42), или «былъ услышанъ (и такимъ образомъ
освобожденъ) отъ того, чего онъ боялся»,—это просто богословскія толко¬
ванія. Оба эти переводы абсолютно несостоятельны. Еіаахоио&еы можетъ
-относиться къ ангелу, который укрѣплялъ Его вслѣдствіе Его молитвы (Лук*
ххп, 43), или къ Его безусловному торжеству надъ смертію н адомъ. 130) Подъ «Сыномъ» здѣсь разумѣется именно «Сынъ Божій». ’Ера&еѵ..
етаікѵ, это одна изъ самыхъ обыкновенныхъ древнихъ парономасій (Негой. і,
207; АевсЬ. Ай. 170 н часто у Филона). Ѳеодоритъ называлъ это выраже¬
ніе гиперболическимъ, и Златоустъ, повидимому, изумлялся ему; а Ѳеофилактъ
идетъ такъ далеко, что называетъ его неразумнымъ. Но выраженіе «стра¬
даніями» указываетъ на нѣчто гораздо большее, чѣмъ муки въ саду Геѳси¬
манскомъ. Выраженія эти часто служили препятствіемъ къ признанію под¬
линности посланія. 131) «Уеовершившись* въ Своемъ посредническомъ отношеніи, п, ,10; 82) Ср. РЬіІо, Орр. I, 653; еѵ о> (хосрдр) хаі Аруіереог Ь прытоуоѵое аотоо Д&уоех. • 56 ,'ѵі ■!\?4 ЙЙІ'і