Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
примѣчанья къ тексту: .»етк смерть». Іудеи называли Саммаила «Ангеломъ смерти», и онъ былъ діаволъ.
(Еізептегщег, р. 821). , 14^) Лг(лоо (оріпог) въ классическомъ языкѣ имѣетъ полу-ироническій от¬
тѣнокъ. Оно еще нигдѣ не встрѣчается въ Новомъ Завѣтѣ и у ьхх, но есть,
обычное выраженіе у Филона. 145) Т. е. «воспріемлетъ для помощи и избавленія» (Мате, хгѵ, 31 и
проч.■ сн. ѵш, 9). Премуд. гѵ, 11: «премудрость беретъ за руку тѣхъ, кто ее
ищетъ». Подъ сѣменемъ Авраамовымъ авторъ несомнѣнно разумѣетъ іудеевъ,,
потому что во всемъ посланіи онъ имѣетъ въ виду исключительно ихъ; но
конечно онъ отнюдь не исключаетъ духовнаго Израиля. 146) Обязанность эта заключается въ цѣли уподобленія Христа.человѣку.
іХаохеоваі, «умилостивлять» или «искуплять». Оно никогда не связы¬
вается съ «Богомъ» или съ «гнѣвомъ Божіимъ» ни у ьхх, ни въ Новомъ.
Завѣтѣ, потому что, какъ говоритъ Деличъ, человѣкъ не долженъ считать,
жертву такимъ дѣйствіемъ, которымъ онъ заставляетъ Бога оказать ему
Свою милость; равно какъ нигдѣ не говорится, чтобы жертва Христа уми¬
лостивляла гтъвъ Божій, какъ будто бы эта жертва нѣкоторымъ образомъ
предвосхищала собственно милостивое намѣреніе Бога (см. Рим. ш, 25; Еф.
п, 10): Оно соотвѣтствуетъ еврейскому Еиппиръ «покрывать». Ср. Сирах.
ш, 3:' «почитающій отца очисщится отъ ірпховъъ; 30: «вода угаситъ пла¬
мень огня и милостыня очиститъ гріъхи*; хх, 28 и хххіѵ, 19: «не благо¬
волитъ Всевышній къ приношеніямъ нечестивыхъ и множествомъ жертвъ не-
умилостивляется о грѣхахъ ихъ». 148) Это сразу будетъ видно изъ нѣсколькихъ выдержекъ изъ Талмуда>
касательно Моисея. Онѣ могутъ быть найдены въ словарѣ Гамбургера и.
Оепевів Гершона: Трехъ вещей просилъ Моисей у Бога: 1) онъ просилъ, чтобы Шохина,
оставалась на Израилѣ; 2) чтобы'Шехина не оставалась ни на комъ кромѣ
Израиля, и 3) чтобы пути Божіи могли быть извѣстны ему. И всѣ эти
просьбы были удовлетворены» (ВегасЬоіЬ, 1. 7, а). «Душа Моисея, нашего раввина, обнимала всѣ души Израиля, какъ ска¬
зано: Моисей былъ равенъ всему Израилю» («Моисей нашъ раввинъ» въ
еврейскомъ подлинникѣ по гематріи= 613, что составляетъ числительное зна¬
ченіе также еврейскихъ словъ «Господь Богъ Израилевъ ».—(Кіігиг зИп, р. 2).
НегзЬоп, Мізсеііапу, р. 322. «Ангелы спросили Святѣйшаго, да будетъ благословенъ Онъ, почему умерли.
Моисей и Ааронъ, которые исполнили весь законъ?» Онъ отвѣчалъ: «одна
участь^для праведныхъ и нечестивыхъ» (ВЬаЪЪаіЬ, і. 55, Ь.). «Лицо Моисея било подобно солнцу, лицо Іисуса Навйна подобно лицу
луны» (Числ. ххѵп, 27).—(Ваѵа Байта, і. 75, а). «Всѣ пророки видѣли чрезъ смутное стекло, а Моисей видѣлъ чрезъ ясное-
стекло» (Теѵашоііі, 1. 49, Ь). «Пятдесятъ воротъ равумѣнія сотворены въ мірѣ, и всѣ кромѣ однихъ были
открыты Моисею» (КовЬ НавЬапаЬ, {. 21, Ъ). І4Э) Этотъ параллелизмъ построенія между главами III, IV и I, II хо-.
рошо показывается Эбрардомъ: і. Христосъ выше служащихъ ду¬
ховъ (і, 5—14). Увѣщаніе (п, 1 — 5). Онъ возвышаетъ человѣчество вы¬
ше ангеловъ, (іі, 6—16). и. Христосъ выше Моисея, иотому
что Сынъ выше служителя (т, 1—6).,
Увѣщаніе (іп, 7—19). Въ Немъ Израиль вступилъ въ.
покой (гѵ, 1 —13).