Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ІІІѵРІЙ'.ІЕ ДНИ ХРИСТІАНСТВА. заключительной эпохи своей жизни. Намъ извѣстно только, что
по единогласному (Свидѣтельству древности, св. Поликарпъ былъ
•его другомъ и слушателемъ ”‘). Къ числу окружающихъ его можно
причислить также св. Игнатія и Данія, и Квадранта, хотя уже
и съ меньшею достовѣрностью “*). Касательно смерти св. ап. Іоанна мы ничего не знаемъ.
Двумя словами аѵеіХе рлуасра— „убилъ мечемъ"—ограничивается
повѣствованіе о мученичествѣ его старшаго брата (Дѣян, хи, 2).
Ни однимъ словомъ не повѣствуется намъ о томъ, какъ закончи¬
лась жизнь послѣдняго и въ нѣкоторыхъ отношеніяхъ величай¬
шаго изъ апостоловъ. Только весьма позднее и мало вѣроятное
сказаніе передаетъ, что онъ былъ умерщвленъ іудеями. Изъ мол¬
чанія всѣхъ раннихъ отдевъ касательно этого предполагаемаго
мученичества мы можемъ дѣлать несомнѣнное заключеніе, что,
насколько имъ было извѣстно, онъ умеръ спокойно въ Ефесѣ
въ преклонномъ возрастѣ. Его гробница въ теченіе нѣсколькихъ
столѣтій показывалась въ Ефесѣ, и вышеупомянутое сказаніе, что
прахъ какбы вздымался надъ нею отъ дыханія великаго апостола,
лежавшаго въ ней въ своемъ безсмертномъ снѣ, возникло изъ
того благоговѣнія, съ которымъ къ ней относились вѣрующіе 118).
Но тотъ преклонный возрастъ, котораго онъ достигъ (далеко пре¬
восходящій, если нѣкоторыя изъ свидѣтельствъ вѣрны114), обычный
семидесятилѣтній возрастъ), только усиливало впечатлѣніе, что
онъ не умретъ, пока не прійдетъ Христосъ. Онъ и дѣйствительно
не умеръ, пока не возвратился Христосъ въ томъ смыслѣ „заверше¬
нія вѣка", на который часто указываютъ собственныя слова
Христа и этого изъ его апостоловъ; но сказаніе передавало, что
онъ былъ взятъ живымъ на небо, подобно Еноху и Иліи ,16), и
что иногда онъ еще появлялся и странствовалъ на землѣ “*).
Мнѣнія касательно его безсмертія столь преобладали во все вре¬
мя его земной жизни, что въ заключеніи къ своему Евангелію онъ
счелъ необходимымъ указать на ошибочную передачу словъ Іисуса
Христа, изъ которыхъ дѣлался такой выводъ. Онъ умеръ, какъ умеръ и братъ его, въ безвѣстности и мирѣ,
но въ своихъ писаніяхъ онъ будетъ жить до конца временъ для
того, чтобы учить и благословлять міръ. „Тѣло его погребено въ
мирѣ; и имя его живетъ въ роды. Народъ будетъ разсказывать
о его мудрости, а церковь будетъ возвѣщать его хвалу* (Сир.
хыѵ, 13, 14).