Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
73ЧЛТ КНИГА ВТОРАЯ. злоупотребленіи даромъ языковъ нѣкоторые осмѣливались даже говорить:
«да будетъ проклятъ Іисусъ!» См. Жизнь и трудысв. ап. Павла, гл. XXXII. 40т) «Архангелъ» упоминается только въ 1 Ѳесс. гѵ, 16 (Дан. хп, 1 по
і/хх). Михаилъ — «милосердный, страждущій, святый Михаилъ» (Енохъ
хь, 8)—только въ Дан. х, 13; Откр. хп, 7. Оригенъ говоритъ, что намекъ
этотъ заимствованъ изъ апокрифической книги, называемой ѣознесеніе Мои¬
сея (Бе Ргіпс. ш, 2). См. Ватрі", Бег ВгіеІ «Гшіа. Въ Таргумѣ Іонаѳана
Втор, хххіѵ, 6 онъ называется охранителемъ гробницы Моисея. 408) Разсказъ Св. Писанія о смерти Моисея очень простъ, но іудеи имѣли
о ней множество; сказаній особенно какъ онъ—«умеръ отъ поцѣлуевъ устъ
Б'ожіихъ». Ангелъ смерти не смѣлъ взять его жизни, и поэтому Богъ из¬
влекъ его душу поцѣлуемъ. По одному сказанію сатана добивался захвата
его тѣла, какъ «господина вещества» (ше бЛ*)с беолоСоѵті). Икуменій гово¬
ритъ: онъ добивался тѣла потому, что Моисей умертвилъ египтянина. 40в) Почему «не смѣлъ?» Все разсужденіе приводитъ къ отвѣту: «вслѣд¬
ствіе прежняго величія сатаны». Въ Катенѣ есть странный равсказъ, что
сатана, видя Моисея во время преображенія, укорялъ Михаила за нарушеніе
клятвы Божіей, что Моисей не войдетъ въ Ханаанъ. 410) ' Буквально: «не смѣлъ произнести противъ него суда укоризны». 411) Эти самыя слова употреблены ангеломъ по отношенію къ обвинителю
въ Зах. ш, 1—3. 412) Это показываетъ, что издѣвательство этихъ нечестивыхъ людей на¬
правлялось противъ духовныхъ или небесныхъ существъ нѣкотораго рода.
Мы не имѣемъ данныхъ для того, чтобы представить дальнѣйшія подробности. 413) См. толкованіе на 2 Петр. іі, 12 выше. 414) Намекъ на Каина здѣсь, очевидно, имѣетъ въ виду Каина іудейскихъ
гагадоѳъ, потому что св. Іуда едвали можетъ обвинять этихъ учителей въ
убійствѣ (см. Приложеніе). 415) «Въ упорствѣ», по еврейски Мериба; Числ. хх, 13, «вода распри*
(ЬХХ, аѵтіХоуіае). 416) отХабее, аі бфаХоікётроі, Еіут. Ма&п. Въ 2 Петр. п, 13, окТАоі «мѣста». 417) Агамы упоминаются подъ этимъ именемъ только въ этомъ мѣстѣ. 418) оиѵЕошуо6р.Еѵоі быть можетъ указываетъ на какую нибудь дерзкую
себялюбивую жадность, въ родѣ жадности коринѳскихъ богачей (ІКор. хі, 21);
шрбршс, не боясь или укора пресвитеровъ (которые сами въ бѣдныхъ общи¬
нахъ боятся исполнять свой долгъ), или послѣдствій, которыя они могутъ
низвести на нихъ (1 Кор. хі, 30). 4‘9) Іезек. хххгѵ, 1: «горе пастырямъ Израилевымъ, которые пасли са¬
михъ себя». 42°) Притч. ххѵ, 14; «колеблющіеся и увлекающіеся всякимъ вѣтромъ
ученія», Ефес. іѵ, 14. 421) Здѣсь выраженіе ап. Петра «гонимый бурею» болѣе энергично. Ме¬
тафоры и выраженія эдѣсь имѣютъ столь же эсхиловскій характеръ, какъ
и у ап. Петра, напр. йкнрріСоѵта; сн. ЖезсЬ. А§\ Ю67. 422) «йраіЬегЬзШсЬе» Отоі. Ігицірегдае. 423) «Дважды умершіе», это просто приточное выраженіе вмѣсто «окон¬
чательно умершіе», какъ въ выраженіяхъ: «ѢІ8 циі сііо» и «Рго дио ЬІ8
раііаг ѵпогі*. 424) йсріСоЙЁѵто. Я нахожу единственно равносильное выраженіе у Шекспира. 428) «О нихъ», т. е. о нихъ также (какъ и другихъ). 4*6) Мы должны бы сказать шестой, но іудеи считали включительно .•
Единственная цѣль упоминанія этого есть мистическое вначеніе числа «семь» .