Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ПРИМѢЧАНІЯ КЪ ТЕКСТУ. 849 398) «Іисусъ» есть болѣе трудное и поэтому болѣе вѣроятное, чтеніе ко¬
дексовъ А, В. Оно объясняется 1 Кор. х, 4, и отождествленіемъ Мессіи,съ
«Ангеломъ Господнимъ» (Исх. хгѵ, 19; ххш, 20 и цроч.), и столпомъ огнен¬
нымъ у Филона. 388) «Которыхъ кости пали въ пустынѣ» (Евр. ш, 17). 40°) По Вуль¬
гатѣ, ргіпсіраішп. 401) теті)р»]чеѵ. Я не могу вдѣсь видѣть какой либо намѣренной игры сло¬
вами, хотя выраженіе это находится въ контрастѣ съ тоое р.т, п]р^ваѵтас« 402) С690С есть слово, употребленное Гезіодомъ о заключенныхъ въ тем¬
ницу титанахъ (ТЬеодоп. 729). ’АГВос —сильнѣе, чѣмъ аішѵіос въ представ¬
леніи продолжаемости времени; однакоже, какъ мы видимъ вдѣсь, оно упо¬
треблялось для означенія ограниченнаго періода, именно, «« хріаеѵ р.. и
въ книгѣ Еноха, на которую укалываетъ здѣсь св. Іуда, мы находимъ: «свяжи
ихъ на семьдесятъ поколѣній подъ землею до дня суда» (см. Енохъ хп, 4;
хіѵ, 5; хѵ, 8; ххі, 10 и цроч.). Я не считаю нужнымъ входить въ курьез¬
ное изслѣдованіе касательно того, какъ эти падшіе ангелы, если они содер¬
жатся въ цѣпяхъ, обитаютъ въ воздухѣ и искушаютъ людей (Ефес. п, 2;
Ѵі, 12), или составляютъ ли эти искушающіе духи отличный классъ отъ
падшихъ ангеловъ. См. Приложенія о книгѣ Еноха и слѣдахъ раввинства
въ посланіи св. Іуды. 403) «Подобно имъ» нѣкоторые понимаютъ въ смыслѣ «подобно этимъ ан¬
геламъ». Но болѣе прямой и очевидный смыслъ здѣсь указываетъ на города
«Адму и Севоимъ, которые грѣшили подобно Содому и Гоморрѣ». 404) См. 3 Мак. п, 5, гдѣ для этихъ словъ есть близкая параллель;
такъ, глаголъ 6яе/еиі, неизвѣстный писателямъ Новаго Завѣта, встрѣчается
во 2 Мак. іѵ, 48. Огонь возмездія, истребившій города долины, горѣлъ
только въ течете одного дня, но онъ называется вѣчнымъ, потому что ку-
'рящаяся развалина его остается (срав. Преш. х, 7), и потому что это огонь
воздаятельнаго гнѣва Божія, который вѣчно пылаетъ противъ нераскаяннаго
грѣха. «Вѣчный» здѣсь выражаетъ качество, а не продолжаемость. Лива-
ній употребляетъ тоже самое выраженіе, въ томъ же самомъ смыслѣ, объ
огнѣ, отъ котораго сгорѣла Троя. 405) См. Исх. ьѵі, 10 (по ьхх). Они мечтатели, потому что принимаютъ
сущность за тѣнь и тѣнь за сущность, и къ ихъ мечтательнымъ умозрѣ¬
ніямъ примѣшиваются безнравственныя дѣла. .40С) ц,акія ИМенио разумѣются «высокія» власти, неизвѣстно. Визингеръ
и Гутеръ объясняютъ въ смыслѣ злыхъ ангеловъ, на что, невидимому, ука¬
зываетъ контекстъ. Мы не знаемъ ни одной такой ранней секты еретиковъ
(по поведенію ли, подобно тѣмъ, о которыхъ говоритъ св. Іуда, или по уче¬
нію, подобно тѣмъ, о которыхъ говоритъ св. Петръ), которые бы злосло¬
вили ангеловъ, а скорѣе встрѣчаемъ противоположное (Кол. п, 18). Въ
книгѣ Еноха ѵі, 4, мы читаемъ: «вы клевещете на величіе (Бога)»; и въ
хы, 1: «грѣшники, отрицавшіе Бога славы»; и въ хіѵ, 2: «кто отрицаютъ
имя Господа Духовъ-»; и въ і, 8: «сіяніе Божества озаритъ ихъ». Но
мы ѳдвали можемъ вообразить, чтобы кто либо злословившій Бога могъ
оставаться даже номинальнымъ членомъ христіанской общины. Безнравствен¬
ность, какбы она ни была велика, не влекла еще за собою неизбѣжно ис¬
ключеніе ихъ изъ церквей, въ которыхъ дисциплина была слаба, какъ это
мы видимъ не только изъ 1 Кор. ѵ, 2, но также изъ предостереженій, ко¬
торыя ап. Павелъ находитъ необходимымъ сдѣлать даже нѣкоторымъ пре¬
даннымъ общинамъ. Мы однакоже видимъ изъ 1 Кор. хп, 3, что въ дикомъ 54,