Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
тгвлштаіпп дпк гіщттг особенное значеніе въ обоихъ посланіяхъ (1 Петр. і, 11 и слѣд.). ■ Быть мо¬
жетъ, мы можетъ видѣть также здѣсь раннюю тенденцію уменьшить значе¬
ніе личныхъ видѣній, что, какъ мы знаемъ, было уже во время ап. Павла
(см. Жизнь и труды св. ан. Павла, гл. х), и что весьма сильно замѣтно
въ Клементинахъ (Нот. хѵп, 13). Подъ «пророчествомъ» вѣроятно разумѣется
какъ пророчества ветхозавѣтныя, такъ и новозавѣтныя (Дѣян, ххі, 10; 1 Кор. хп, 10; 1 Ѳесс. ѵ, 20; 1 Тим. і, 18) 331) ІІ08. АпІІ. XI, 0, § 12, оіс лоі^огте у.аХш; р.і; згрооёуоѵте;. 382) Еоурпдрш. 333) Смыслъ здѣсь, невидимому, тотъ, что свѣтильникъ пророчества мо¬
жетъ стать ненужнымъ при полномъ полуденномъ свѣтѣ совершеннаго убѣж¬
денія. - •, ѵ 33<) Изъ многихъ возможныхъ объясненій этого слова я принимаю то,
по которому здѣсь разумѣется, что «пророки не говорили по самопроизволь¬
ному знанію и говорили болѣе, чѣмъ они могли сами истолковать», какъ"
гдѣ то говоритъ Филонъ: «пророкъ ничего не изрекаетъ отъ себя». Если
его изреченіе не его собственное, то его толкованіе не можетъ быть также
соразмѣрнымъ смыслу. Замѣчаніе это затѣмъ похоже на 1 Петр. х, 10 —12.
Выраженіе уіѵетои тогда означало бы, что исторія доказываетъ истину этого
замѣчанія. ’Ек(Хо«« встрѣчается только въ переводѣ Аквилы Быт. хь, 8, и
ёяіХосо означаетъ <я объясняю» въ Марк. іѵ, 34. Глаголъ ёіиХом встрѣчается
въ Быт. хь, 8; хы, 12, и объясненіе этой мысли нужно искать въ Быт. хы,
15, 16 (ср. Іер. ххш, 26). (Когда уже написано было это примѣчаніе, я
узналъ, что Абботтъ замѣтилъ, что мъсколъко словъ здѣсь заимствовано изъ
мѣста у Филона, (Діів Ііег. Біу. Наег., р. 52, именно: йеоф6рі)то«, фомкророс,
І8сос, іѵатёШі. Это, невидимому, имѣетъ рѣшительное значеніе въ отношеніи
уясненія смысла). 335) оітіѵес. Переходъ отъ истинныхъ къ ложнымъ пророкамъ и такимъ
•образомъ къ существующимъ ложнымъ учителямъ весьма естественный. ззе) аірёсеы. Значеніе «ереси» явилось позднѣе (сн. 1 Кор. хі, 19; Гал.
ѵ, 20; Тит. ш, 10). 33’7) Простое случайное отреченіе ап. Петра въ моментъ сильнаго иску¬
шенія вполнѣ отличается отъ этНхъ настойчивыхъ отрицаній и отступниче¬
ства. ’Ауораоаѵта—заключаетъ ясное выраженіе смерти Христа за всгьхъ.
Въ построеніяхъ этой главы замѣчаются иногда неоконченныя предложенія. 338) іі-ахоЛоогН)вооаіу. 33а) Чт. ао&ХуЕІаы, К, А, В, С, К, Б. 34°) Это даетъ намъ важное историческое указаніе. Странныя и чудовищ¬
ныя клеветы, которыя съ самаго ранняго времени возводились, на христіанъ,
возникли вслѣдствіе антиноміанскихъ ересей гностической и другихъ сектъ,
въ которыхъ извращенное ученіе вело къ безнравственной жизни. См. Іег.
Айу. ЬнсИ., р. 53; ЕрірЬап. Наег. 23- 341) то у.рф.а, приговоръ суда; хріоіс судопроизводство. 342) Чт. оеіроі«, к, А, В, С. Здѣсь ап. Петръ опять подставляетъ сход¬
ное по звуку слово вмѣсто оеіраіс «цѣпь», что быть можетъ было варіа¬
ціей выраженія Іуды беоцоТе. Выраженіе «узы тьмы» находится въ Прем.
хѵп, 17.' 843) Ст. 4, тартаршоас; странное классическое выраженіе. Тартаръ есть
еврейскій Гехинномъ. Ап. Петръ не слѣдуетъ св. Іакову въ указаніи грѣх?
ангеловъ; тѣмъ не менѣе онъ также намекаетъ на іудейское преданіе. Сн.
книга Еноха ѵ, 16; х, 6; хіѵ, 4 и проч. 0 такихъ намекахъ см. «Жизнь и
труды св. ап. Павла», гл. ш и хххп.