Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
83^ КНИГА ВТОРАЯ. 11э) Что онъ посѣтилъ эти страны, это лишь простое заключеніе изъ
1 Петр. і. 1. Оригенъ только говоритъ: <онъ, повидимому, проповѣдывалъ
тамъ» (ар. ЕивеЪ. ш, 1). См. ЕрірЬап. Наег. ххѵп; Йегоп, Саіаі.
8. ѵ. Реігив. 12°) Св. Климентъ александрійскій говоритъ (Вігот. ш. р. 448), что у
него были свои собственные сыновья, но ихъ имена не дошли до насъ, и
они поэтому, вѣроятно, не пользовались извѣстностью. Преданіе говоритъ о
его дочери, Нетрониллѣ (Асіа 8апс4. Мну 31). 121) Нѣкоторые предполагали, что вдѣсь разумѣется дѣйствительно сынъ
ап. Петра, но Оригенъ (ар. ЕивеЪ. Н. Е. ѵх. 25), Икуменій и др. вѣроятно
правы, предполагая, что здѣсь разумѣется Іоаннъ Маркъ (Дѣян. хп. 25)
евангелистъ, тѣмъ болѣе что Папій, Климентъ александрійскій, Ириней и
др. говорятъ, что онъ былъ послѣдователь, ученикъ и переводчикъ ап. Павла
(ЕивеЪ. Н. Е. ш, 39, ѵі. 14 и проч.; Ігеп. Наег. ш, 11). 122) См. приложеніе I, «о приматствѣ ап. Петра». 123) Повидимому, подобное же сказаніе было и касательно Валаама, на
что неопредѣленно указывается у ьхх словами ёѵ рок-д I. Нав. хш. 22, и
въ Таргумѣ Іонаѳана. Числ. хххі. 6. См. Егапкі. Ѵогвіийіеп, р. 187.
Вообще сказаніе касательно Симона Волхва см. .ТивIіп Магі. Ароі. п,
69; Ігеп. Наег. і. 20; Тегі. Ароі. 13; ЕивеЪ. Н. Е. п. 14; Сопві.
Арові, ѵі. 8, 9; А г и о Ъ. айѵ. Оепіев, п; ЕрірЬап. Наег. ххі; 8и1р. 8ѳѵ-
п; Едевіррив, І)е Ехсій. Ніегов. ш. 2 (объ Егевиппѣ см. Негиод. в. ѵ.
Нее-); ШсерЬогив, Н. Е. п, 14; Асіа Реігі еЬ Раиіі; Рв. АЪйіав,
Асіа Арові. У этихъ авторовъ сказаніе это заимствовано Маркоссіемъ, Бе
Наегеіісів, р. 444, и церковными историками. 124) т>)5 еіе оіхоѵ аѵау.оріЦі (Сіеш. АІѲХ. 8ІГОШ. ѴП). 12В) Оѵ. Еаві. ѵі. 213; Ргор. іѵ. 9, 74 и др. 12е) Онъ отождествлялся съ ІНив Еійіив. Надпись эта была дѣйстви¬
тельно найдена въ 1574 г., въ папствованіѳ Григорія хш, на одномъ островѣ
Тибра, какъ именно передаетъ ее Іустинъ Философъ. ТивЪіп, Ароі. і. 26.
ТегЪ. Ароі. 13; Вагопіив, Апиаі. ай ап 44; Сгіѳвеіег, і. 49; Неапйег,
п, 162; Е е п а п, Ьев Ароігев, рр. 275—277. На этомъ островѣ, теперь
называемомъ с островомъ св. Варѳоломея», была коллегія Ггійепіаіев въ
честь 8ешо 8апсив (Огеііі Іпвсг. 1860—61). 12Т1) Объ этой попыткѣ взлетѣть см. толкователей на I и ѵ. 8аі. ѵш.
186; Магі. 8ресіас. ѵп; 8ие1. Иего, 12. 128) «Ісагив, ргішо віаііш сопаіи, щхіа сиЪісиІиш е,)‘ив йесійіі, ірвиішіие
сгиоге геврегвіі», 8ие1. 1. с, 12Э) Какъ объ этомъ есть свидѣтельство въ ІивІіп, Ароі. і. 26, 56;
Ігеп. сопіга Наег. і. 23, § 1; РЫІоворЪишепа, ѵі. 20; СопвМ. Арові. ѵ;
ЕивеЪ. Н Е. и, 13, 14 и проч. ізо) ^'е0рія эта впервые высказана была Вароніѳмъ (Аппаі. ай. ап. 39, § 25) и Виндишманомъ (Ѵіпйісіае Реѣгіпае, р. 112), и поспѣшно усвоена
Тиршемъ (И. Теві. Сапоп, р. 104). *31) Этотъ взглядъ теперь принимается такими римскими католиками,
какъ Валезій, Пагій, Балуцъ, Гугъ, Клее, Доллингеръ, Вотервордъ, Аль-
наттъ. См. \ѴабеглѵогіЪ, Енді. ап<1 Еоше, п; Аііпаіі, СаіЬейга
Реігі, р. 114. Римско-католическій историкъ Альцогъ говоритъ о двадцати¬
пятилѣтнемъ епископстпѣ ап. Петра, какъ о древнемъ сказаніи (і. 104). 132) Ьасіапб. Бе Могі. Регвес. 133) огідеп ар. ЕивеЪ. Н. Е. ш. 1. 134) Сургіапі, Орр., р. 139, ей. Відаіі.