Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ПРИМѢЧАНІЯ КЪ ТЕКСТУ. женіе Джіакомо Постоло (Фоссъ). См. С а ѵ о, Ьіѵев о? іЬе Аровііев, р. 150.
Болландисты еще сохраняютъ сказаніе, впервые упоминаемое Вал. Страбо¬
номъ (Роеш. йе XII Арові.), что онъ потерпѣлъ тамъ мученичество. - , 93) С1 ѳт. Аіех. 8ігот. ш, р. 448; Роіусг. ар. ЕпвеЬ. ш, 31;
Богоіііеиз, Бе Ѵіі. еі Могі. Арові.; Івійог. Реіив. Врр. і. 447, и проч.
Метафрастъ и Никифоръ Каллистъ присоединяютъ различные разсказы. 94) 8осгаіев, Н. Е. і. 19. 95) Огі^ѳп ар. ЕпвеЬ. ш- 1. 96) См. ЕпвеЬ. Н. Е. ш, 1; ШсерЪогив, Я. Е. п, 39. У Яснхія
{ар. РЬоііит, Сой. 269) впервые встрѣчается его рѣчь къ кресту. Асіа
Апйгеае (ТівсЬепйогі, Асі. Аросг., р. 105 й) представляетъ нѣчто
лучшее въ этомъ родѣ. 9'7) ЕпвеЬ. ѵ. 10; 8орЬгопіив ар. 4ег. Бе 8сгірі. Ессі. 9В) Бе Мувііс. ТЬеоІ. і, 3. ") ШсерЬ. 1. с.; МѳіарЬг. ай Ап#. 24; Еогіипаіпв, Бе 8епаі.
ѵп. Къ атому прибавлены различныя сказанія у Никифора (п, 41). 10°) Раейа#. п. 1. 101) Огі#. ар ЕивеЬ. ш. 1. 102) СЬгув. Нот. іп НеЪг. ххѵі. 103) Nі с ерЪ. п. 40. 104) ШсерЬ. ѵш. 30. 10Б) БогоіЬеив, Бе Уіі. Арові.; ШсерЬ. п. 40. 106) См. замѣчаніе о св. Іоаннѣ «пресвитерѣ» (т. е. апостолѣ) у Папія
ар. ЕивеЬ. Н. Е ш. 24. 10,7) ЕпвеЬ. Н. Е. ѵп. 25. 108) ЕивеЬ. Н. Е. іѵ. 23; Ьеопі. Бе 8есі. 27. Ѳеодоритъ говоритъ:
«они называются .каѳолическими, что равнозначуще окружнымъ, такъ
какъ они обращены не къ единичнымъ церквамъ, но вообще (хайоХоо) къ
вѣрнымъ, къ іудеямъ ли разсѣянія, какъ пишетъ Петръ, или даже ко
всѣмъ, которые живутъ, какъ христіане, въ той же самой вѣрѣ». Слово
ето просто означаетъ «всеобщій». Нѣкоторые ученые доказывали, что отцы
и учители церкви употребляютъ его въ смыслѣ «каноническій», но вто
употребленіе позднѣйшее. См. ЕЬгагй, Аррепйіх къ его изданію перваго
посланія св. ап. Іоанна. і0а) Ьі#Ьііооі, Сгаіаііапв, р. 315. 110) Всѣ событія и подробности, излагаемыя въ Евангеліи св. Іоанна, я по-
дробно изслѣдовалъ въ «Жизни Іисуса Христа», и поэтому не касаюсь ихъ здѣсь. 411) См. стр. 189 и слѣд. 112) Лютеръ отнюдь не былъ единственнымъ .богословомъ, какъ въ древ¬
нія, такъ и въ новыя времена, который прибѣгалъ къ субъективному взгляду
въ отношеніи книгъ св. Писанія. Выли также и другіе, которые «йеп
Капой іш Капоц висЬіеп ипй Іапйеп». 113) См. 8 с Ь а 11, Ніві. оі іЬе СііигсЬ, 105—110. 114) См. 8 і ап 1 ѳ у, Вегшопв оп ІЬе Аровіоііс А#е, рр. 4, 5. 115) См. Ланге. Введете въ соборное посланіе, ВіЬеБтегк, іх. 1іе) Тотъ же самый результатъ выходитъ изъ сравненія «Пастыря»
Эрмы съ Апокалипсисомъ. Въ отношеніи этихъ сочиненій можно сослаться
на Ееивв, ТЬёоІ. СЬгёі. п; Ні1#епіе1й, Арові. Ѵаіег; 8сЬлѵе#1ог,
ЯасЬар. 2еііа1іег; Бопаійвоп, Аровіоіісаі ЕаіЬегв; Ьі#Ьііооі, 8і.
Сіетепі оі Воте; РІІеійегѳг, Раиіітзпщв, п; ЕіівсЫ, АІікаЙі. ЕігсЬе. ГЛАВА VIII. 114) См., наши прежнія сочиненія «Жизнь Іисуса Христа»,
и «Жизнь и труды св. ап. Павла». (Оба имѣются на русскомъ языкѣ). 118) «Ѵгаі сопігазіѳ йе ризіііашішіё еі йе #гапйеиг, сопйатпё & овсіііег
іощоигв епіге Іа Іаиіе еі 1е герепііг, таів гасЬеіапі #1огіеиветѳпі ва ІаіЫевве
раг воц ЬитШіё еі вев Іаппев» (Тіііеггу, 8і. Йёготе і. .176).