Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
сптт ПЕРВЫЕ ДНИ ХРИСТІАНСТВА. него какъ вѣроятно (еС уе <раѵе(г]) подложное сочиненіе, и въ другомъ—какъ
вѣроятно (еГ уе аѵеіг]) подлинное, предоставляя рѣшеніе этого вопроса са¬
мому читателю. Онъ былъ крайне враждебенъ фанатическому и чувственному
хиліазму, который находилъ единственное себѣ подтвержденіе въ этой книгѣ;
и на этомъ самомъ основаніи онъ склоненъ былъ свысока смотрѣть на пре-
старѣлаго епискона Іерапольскаго съ его легковѣрными разсказами и іудейскими
симпатіями. Чтобы легче устранить ихъ, для него очевидно выгодно было,
чтобы хиліастическія преданія, собранныя Папіемъ въ его (Изложеніяхъ», ли¬
шились поддержки авторитета апостола и основывались лишь на авторитетѣ
неизвѣстной и неимѣвшей апостольскаго авторитета личности. б) Что касается тѣхъ (Нѣкоторыхъ», на которыхъ намекаетъ Евсевій, то
они, вѣроятно, ограничиваются Діонисіемъ Александрійскимъ, подобно тому,
какъ нѣкоторые, на кого ссылается самъ Діонисій какъ отвергающихъ
Апокалипсисъ, вѣроятно ограничиваются алогами. Во всякомъ случаѣ, един¬
ственный слѣдъ какого либо предположенія касательно существованія Іоанна
пресвитера раньше Евсевія, находится въ знаменитой критикѣ Діонисія на
Апокалипсисъ. Въ этой (критикѣ», сохраненной для насъ только Евсевіемъ *),
ученый патріархъ александрійскій говоритъ, что изъ свидѣтельства самой
книги ясно, что Апокалипсисъ написалъ (Іоаннъ», но что вмѣсто названія
себя (возлюбленнымъ ученикомъ Господа» (какъ въ Евангеліи), или (братомъ
Іакова», или (однимъ изъ тѣхъ, которые дѣйствительно видѣли и слышали
Господа», что ясно обозначило бы его личность, онъ только называетъ себя
(братъ вашъ и соучастникъ въ скорби», и «свидѣтель Іисуса» и (благосло¬
венный», потому что онъ (видѣлъ и слышалъ эти откровенія». (Но я ду¬
маю», продолясаетъ Діонисій, (что было много лицъ, которыя носили тоже
самое имя, какъ и Іоаннъ апостолъ, который любилъ это наименованіе вслѣд¬
ствіе ихъ любви и благоговѣнія къ нему, и вслѣдствіе того, что они желали
быть возлюбленными отъ Господа, какъ былъ возлюбленъ онъ; подобно тому,
какъ многія дѣти называются по имени Павла и Петра. Въ Дѣяніяхъ Апо¬
стольскихъ есть даже другой Іоаннъ, который носилъ прозваніе Марка. Я не
могу сказать, тотъ ли это Іоаннъ, который написалъ Апокалипсисъ, такъ
какъ не говорится, чтобы онъ ходилъ съ ними (Варнавой и Павломъ) въ
Азію; но я думаю, что это былъ какой либо другой Іоаннъ изъ тѣхъ, ко¬
торые были въ Азіи, такъ какъ нѣкоторые даже говорятъ, что въ Ефесѣ есть
два гроба, изъ которыхъ каждый называется гробомъ Іоанна». Если эти (нѣкоторые», на которыхъ ссылается Евсевій, означаютъ кого
либо еще кромѣ Діонисія Александрійскаго и тѣхъ, кто сообщали ему эти свѣ¬
денія, то у насъ во всякомъ случаѣ нѣтъ данныхъ для уясненія того, кто
именно были они. Еслибы они были лицами высокаго авторитета, или поль¬
зовавшіяся особенно благопріятными обстоятельствами для знанія излагаемыхъ
фактовъ, то Евсевій навѣрно сообщилъ бы что нибудь о нихъ. А что соб- *) Н. Е. VII, 25.