Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ПРЕДАНІЯ О СВ. АП. ІОАННѢ. 4Ш' 'Йі Г к Ч ■* ^4, ’Л ЧУ %- &' I вторыхъ рукъ даже честнымъ повѣствователемъ, можетъ настолько
,окраситься субъективнымъ воззрѣніеиъ разказчика, что положи?,
тёяьно способенъ производитъ ложное впечатлѣніе. Такимъ обра¬
зомъ мы должны съ осторожностью относиться къ разсказамъ и за¬
мѣчаніямъ, въ подвержденіе которыхъ св. Ириней ссылается на
Авторитетъ „пресвитеровъ" ,0‘), подъ которыми онъ повидимому
главнымъ образомъ разумѣетъ Папія и Поликарпа. Евсевій кеса¬
рійскій не смущается сказать, что Папій послужилъ источникомъ
ошибки для Иринея и другихъ, которые полагались на его .древ¬
ность". Когда Ириней говоритъ, что „Пастырь Ермы“ имѣетъ
каноническій характеръ, что главой николаитовъ былъ діаконъ
Николай, и что переводъ „Семидесяти" былъ написанъ по боже¬
ственному вдохновенію, то отсюда уже мы знаемъ, какое значеніе
можно придавать его ссылкамъ на апостольское преданіе. Но тутъ
встрѣчается одинъ примѣръ ошибки или легковѣрія, еще болѣе
поразительнаго. Весь христіанскій міръ единогласно отвергаетъ
мнѣніе, что Спаситель былъ .50 лѣтъ отъ роду, когда потерпѣлъ
крестную смерть, хотя Ириней утверждаетъ это на основаніи
„старцевъ, которые получили это преданіе отъ апостоловъ" ,ое).
Если въ этихъ подробностяхъ Ириней слишкомъ поспѣшно слѣ¬
довалъ легковѣрному Папію, то онъ могъ заимствовать и болѣе
ошибочные разсказы, касательно Керинѳа, отъ престарѣлаго Поли¬
карпа. Описаніе запальчивой пылкости св. Поликарпа, пере¬
даваемыя Иринеемъ въ его прекрасномъ письмѣ къ Флорину, какъ
разъ соотвѣтствуетъ образу дѣйствія, приписываемаго св. ап. Іо¬
анну. Ириней говоритъ, что когда Поликарпъ слышалъ взгляды
Флорина, то „я могу засвидѣтельствовать предъ Богомъ, что бла¬
гословенный и апостольскій мужъ этотъ, крича громко, затыкая свои
уши и восклицая по своему обычаю: о, благій Боже! до какихъ
временъ Ты сохранилъ мнѣ жизнь, что мнѣ приходится выносить
такія вещи!—готовъ былъ бѣжать прочь отъ того мѣста, на кото¬
ромъ онъ сидѣлъ или стоялъ, когда онъ слышалъ такія слова".
Здѣсь мы дѣйствительно имѣемъ разсказъ о встрѣчѣ ап. Іоанна
и Керинѳа во всѣхъ его отличительныхъ чертахъ! Но какъ не-
дѣйствителенъ и какъ несогласенъ съ христіанскимъ духомъ такой
способъ дѣйствія по отношенію къ заблужденію! Насколько отли¬
чается онъ отъ спокойной аргументаціи и отъ заявленія Боже¬
ственнаго Учителя: „посему, весьма заблуждаетесь". Ни Папій,
ни Ириней не могутъ служить надежными авторитетами для под¬
твержденія подобныхъ разсказовъ. Папій очевидно впалъ въ
какое либо замѣшательство, а Ириней вѣроятно смѣшалъ свои
воспоминанія о Поликарпѣ съ воспоминаніями Ііоликарпаі'-объ
ай! Іоаннѣ ■<