Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
, ПРИЛОЖЕНІЯ. его народѣ; и даже ихъ князья, Иродъ Халкидсюй и Иродъ Агриппа, встали
отнюдь не малой честью для своего достоинства, если они получали .отт^рим-
лянъ особенное преимущество хранить «золотыя одежды», употреблявшіяся въ
великій день очищенія. Ничто такъ не ускорило гражданской войны, оконча¬
тельно погубившей судьбы іудейетва, какъ попытка римлянъ удержать .іудеевъ
въ своемъ полномъ подчиненіи захватомъ этихъ одѣяній подъ свой контроль,
чтобы такимъ образомъ имѣть возможность, когда понадобится, воспрепятство¬
вать совершенію церемоніи, отъ которой, по народвому вѣрованію, болѣе всего
зависѣло національное благосостояніе іудеевъ. Даже спустя цѣлое столѣтіе послѣ того, какъ соблюденіе всѣхъ іудейскихъ
обрядовъ сдѣлалось невозможнымъ, Маймонидъ въ одномъсвоемъ трактатѣ (Уай На-
сііагакаіі) тщательно сохраняетъ для насъ всѣ постановленія дня очищенія—
пятнадцать жертвоприношеній, куренія и очищеніе свѣтильниковъ первосвя¬
щенникомъ; семидневное его заключеніе; окропленіе его личности на третій и
седьмой день пепломъ телицы; ежедневное повтореніе всѣхъ обрядовъ, которые
ему предстояло совершить; споры между саддукеями и фарисеями касательно
подробностей этого дня; пять омовеній и десять посвятительныхъ умовеній
въ самый день; десятеричное произношеніе полнаго имени Бога; причина, по¬
чему имя это произносилось почти невнятнымъ речитативомъ; окропленіе кро¬
вію одинъ разъ надъ крышкою ковчега и семь разъ подъ нею; сторожевыя
башни и сигналы, которыми давался знакъ, что козелъ за Азазела достигъ
пустыни; чтеніе и произношеніе на память во вреия пребыванія его во дворѣ
женщинъ въ своихъ первосвященническихъ одѣяніяхъ; обматываніе краснаго
полотна вокругъ рогъ козла 0; омовеніе рукъ и ногъ въ золотыхъ чашахъ;
и множество другихъ подробностей, показывавшихъ съ какимъ глубокимъ бла¬
гоговѣніемъ народъ льнулъ къ представляющей верхъ блеска обрядности, съ
которой связывались всѣ ихъ надежды на прощеніе. Можно сказать, что даже теперь впечатлѣніе этого первосвященническаго
блеска въ великій день очищенія (Йона) не изгладилось совсѣмъ. Въ молит¬
вахъ на этотъ день мы читаемъ: «какъ распростертый сводъ неба было лицо
первосвященника»; «какъ блескъ, происходящій отъ сіянія ангеловъ, было
лицо первосвященника». Онъ сравнивается съ видомъ «радуги среди обла¬
ковъ»; съ «розой среди сада»; съ «садомъ розъ среди терна»; съ «звѣздой
съ золотыми колокольчиками на оторочкахъ одежды»; съ «солнечнымъ восхо¬
домъ»; съ «собраніемъ, одѣтымъ въ голубыя и пурпурныя одѣянія», и съ
«подобіемъ Оріона и Плеядъ» * 2). хіѵ. -Тошдество Іоанва-првсвитера въ Іеаннемъ-апестелемъ. Большинство тѣхъ ученыхъ, которые подвергали сомнѣнію подлинность
Апокалипсиса, приписывали его предполагаемому болѣе юному современнику *) Уота, і. 66, 6. 2) См. НегвЫп, Тгеавигев оГ іЪе Таіший. р. 200. 51