Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
т ПЕРВЫЕ ДНИ ХРИСТІАНСТВА. XII. Обряды дня очищенія. Раннимъ утромъ первосвященникъ выбиралъ молодаго тельца для прино¬
шенія за грѣхъ и ягненка для всесожженія за себя и домъ свой. Послѣ обыч¬
наго •) утренняго богослуженія, онъ омывался и возлагалъ на себя священ¬
ное полотняное одѣяніе, отличавшееся чистѣйшею бѣлизною и высокою цѣн¬
ностью * 2). Затѣмъ онъ возлагалъ свои руки на голову молодаго тельца и
исповѣдывалъ грѣхи свои и своего дома. Вслѣдъ затѣмъ онъ бралъ двухъ
козлятъ въ жертву за грѣхъ, и барана въ жертву всесожженія за грѣхи
Израиля 3 4), и при входѣ въ скинію бросалъ на нихъ жребіи. Жребіи выни¬
мались изъ золотой урны, называемой Еальпи, стоявшей во дворѣ священни¬
ковъ, но близко къ молящимся. Одинъ жребій былъ «за Іегову», другой «за
Азазела». Козелъ, на котораго падалъ жребій за Іегову, приносился въ
жертву за грѣхъ. Первосвящеяяикъ приносилъ въ жертву тельца въ качествѣ
очищенія за себя, за свой домъ и за священство вообще. Кровь этого тельца
взбалтывалась прислужникомъ, чтобы она не свернулась. Затѣмъ наступалъ
самый торжественный моментъ. Наполняя кадильницу горящими угольями съ
жертвенника и захвативъ руками мелкоистолченнаго ѳиміама, онъ медленно
приближался къ святилищу, и въ своемъ бѣломъ одѣяніи входилъ въ сопри¬
сутствіе Бога чрезъ завѣсу святаго святыхъ. При этомъ онъ, какъ говорятъ
раввины, былъ сопровождаемъ тремя аколуѳами, изъ которыхъ одинъ дер¬
жалъ его за руки, а другой —за драгоцѣнныя каменья его одѣянія. Входя во
святое святыхъ, онъ бросалъ ѳиміамъ на горящія уголья кадильницы, чтобы
густой дымъ могъ стать облакомъ между нимъ и ковчегомъ *). Чрезъ
этотъ дымъ онъ семь разъ кропилъ кровью тельца переднюю часть ковчега
и предъ нимъ 5). Затѣмъ выходя и принося козла въ жертву за.грѣхи Израиля,
онъ подобнымъ же образомъ окроплялъ его кровью крышку ковчега, дѣлая
такимъ образомъ очищеніе за святое святыхъ вслѣдствіе нечистоты дѣтей
израилевыхъ. Выходя оттуда съ кровію тельца и козленка, онъ дѣлалъ по¬
добное же очищеніе за великій мѣдный жертвенникъ всесожженія, рога кото¬
раго онъ окроплялъ кровію семь разъ. Всѣхъ окропленій кровію было сорокъ
три, и остальная часть ея выливалась при подножіи великаго жертвенника. Всѣ эти омовенія дѣлались въ особомъ золотомъ умывальникѣ въ небольшой
комнатѣ, называвшейся «гапгеарее», надъ комнатой, гдѣ просаливались кожи жерт¬
венныхъ животныхъ.' МісШоіЪ, V, 2; ВигепЪивіиз, МізЬпаЬ, V, 376 (цит. Мс Саиі,
р. 155). 2) Объ этомъ ем. Уота, III, 7, и ЕДегвкеіт, ТЬе Тешріе, р. 266. *) Всего онъ, по свидѣтельству Маймонида, приносилъ пятнадцать животныхъ
(см. Лев. XVI; Числ. XXIX). 4) Этотъ вѣсколько таинственный обрядъ возникъ вслѣдствіе спора между садду¬
кеями и Фарисеями, въ которомъ первые настаивали на томъ, что ѳиміамъ долженъ
былъ возжнгатьск предъ тѣмъ, какъ первосвященникъ дѣйствительно входилъ въ евя-
тилище, между тѣмъ какъ галаха требовала', чтобы это дѣлалось послѣ того, какъ
оиъ входилъ. *) См. Кнобель на Лев. XVI, 14.