Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ПРИЛОЖЕНІЯ. 797 дни котораго будутъ покланяться Отцу не на горѣ сей, ни въ Іерусалимѣ, но
будутъ покланяться Ему во всѣхъ мѣстахъ, и поклоненіе это будетъ въ
духѣ и истинѣ, хі. Жертвенникъ куренія и Святое святыхъ. Жертвенникъ куренія (подобно жертвеннику всесожженія) назывался свя¬
тыней великой (Исх. ххх, 10), и въ Исх. ххх, 6 и хь, 5 выразительно го¬
ворится, что онъ поставленъ «предъ ковчегомъ откровенія», и «противъ крыш¬
ки, которая на ковчегѣ откровенія». Вслѣдствіе его тѣснѣйшей связи съ
обрядомъ дня очищенія, въ который онъ (равно какъ и крышка ковчега) ок¬
роплялся кровію жертвы за грѣхъ (Лев. хѵі, 18), онъ называется, въ 1 Цар.
п, 22, «жертвенникомъ, который предъ Давиромъ» (провозвѣщеніемъ). Ясно по¬
этому, 1), что этому жертвеннику принадлежала особенная святость, превосходив¬
шая святость всѣхъ другихъ вещей, находившихся въ святилищѣ '), и 2), что
его положеніе было близко къ завѣсѣ и въ непосредственномъ соотношеніи съ
положеніемъ ковчега, принадлежностью котораго онъ, повидимому, и считался.
Даже на этихъ основаніяхъ вообще можно было сказать, что святое святыхъ
«имѣетъ» или «содержитъ» жертвенникъ куренія. Но затѣмъ 3) нужно по¬
мнить, что писатель имѣетъ въ виду особенно день очищенія, а въ этотъ день
внутренняя завѣса поднималась первосвященникомъ, такъ что святое святыхъ
и святилище могли (въ этотъ день) считаться какбы однимъ помѣщеніемъ г),
что придаетъ еще болѣе точный смыслъ употребленному апостоломъ въ посла¬
ніи къ Евреямъ термину. И это не простое соображеніе. Въ видѣніи пророка
Исаіи (ѵі,- 1—8) пророкъ предполагается стоящимъ въ святилищѣ, и онъ ви¬
дитъ, какъ Господь поднимается на Своемъ престолѣ надъ шестокрылыми се¬
рафимами, подобно тому, какъ шехина, по предположенію, обитала надъ рас¬
простертыми крыльями херувимовъ, стоявшихъ надъ крышкою ковчега. Затѣмъ
одинъ изъ серафимовъ отлетаетъ отъ престола съ живымъ углемъ въ рукѣ,
который онъ взялъ «съ жертвенника». Подобнымъ же образомъ въ видѣніи
Апокалипсиса (тш, 1—5) тайвовидецъ видитъ ангела съ золотой кадильни¬
цей: «и дано было ему множество ѳиміама, чтобы онъ съ молитвами всѣхъ
святыхъ возложилъ его на золотый жертвенникъ, который предъ престоломъ».
Въ виду этихъ соображеній такимъ образомъ мы можемъ видѣть съ основа¬
ніемъ разрѣшеніе разсматриваемой трудности. Авторъ посланія къ Евреямъ
говоритъ не съ педантическою точностью, но его выраженіе можетъ быть
оправдано н даже оказывается точнымъ, если мы поставимъ себя на его
точку зрѣнія и вообразимъ, что мы смотримъ на святилище и святое свя¬
тыхъ, какъ они представлялись въ величайшій день іудейскаго года. * 2х) Ѳиміамъ, по предположенію, имѣлъ очищающую силу (Уота, і. 44, а; Числ.
XVI, 47). 2) См. статью профессора Миллигана въ ВіЫе Ейисаіог III, 230.