Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
~ІГКГ. втсгва и какъ «семьдесятъ толковниковъ», такъ и Вульгата переводятъ его словами:
«И было мѣсто Его въ мирѣ» 1). Кромѣ того во времена Авраама и въ тече¬
ніе цѣлыхъ столѣтій послѣ, Іерусалимъ извѣстенъ былъ только подъ назва¬
ніемъ Іевуса * 2 З) Но хотя Таргумы передаютъ слово Салимъ словомъ Іеруса¬
лимъ въ этомъ мѣстѣ книги Бытія г), по древнему преданію однакоже подъ
Салимомъ разумѣлся городъ, находившійся вблизи Сихема и упоминаемый въ
Быт. XXXIII, 18 и Іоан. III, 23 4 *). Городъ этого имени находился близь
Енона ’), и преданіе сохранило указаніе на самое его мѣстоположеніе. Первое
изъ этихъ мѣстъ однакоже опять сомнительно. Стихъ этотъ передается Тар-
гумами, I. Флавіемъ и многими другими учеными 6 *) не: «Іаковъ пришелъ
въ Салимъ городъ Сихема», но: Іаковъ пришелъ въ безопасности въ городъ
Сихемъ. Самаряне всегда утверждали, что Мехиседекъ встрѣтилъ Авраама на
Горизимѣ; и бл. Іеронимъ говоритъ, что ученѣйшіе іудеи его времени счи¬
тали этотъ городъ какъ Салимъ Мелхиседека, и даже показывались разва¬
лины большаго дворца, который назывался дворцемъ Мелхиседека ,). Сомни¬
тельно поэтому, разумѣется ли здѣсь Іерусалимъ, особенно въ виду того, что
писатель здѣсь касается этого имени слегка. Слово «Салимъ» 8) означаетъ
скорѣе «мирный» чѣмъ «миръ»; и отеюда нѣкоторые опять предполагали, что
однимъ изъ титуловъ Мелхиседека былъ «мирный царь» 9 10у), которымъ осо-.
бенно и опредѣлялось его прооброзовательное значеніе по отношенію къ Мессіи ,0);
но это соображеніе позднее и мало вѣроятное. Можно однакоже съ основа¬
ніемъ держаться того мнѣнія, что преобразовательный характеръ Мелхи¬
седека скорѣе ослабляется, чѣмъ увеличивается тѣмъ, что его считаютъ царемъ
Іерусалима. Іерусалимъ былъ святымъ городомъ Ааронова священства, и для
таинственнаго князя было бы гораздо сообразнѣе находиться въ связи съ
какимъ нибудь другимъ святилищемъ, именно какъ для прообраза Того, во •) ЬХХ—іуеѵі^Ь] Іч еірг]ѵц 6 тбтсос аотоо. Вульгата, «еі і'асіиз екі іп расе Іосиз еріз». 2) Суд. XIX, 10, 11 и проч.; 2 Цар. V, 6. Зі Сы. также I. Флавій Апіі. I, 10, § 2, X. 4) Онъ упоминается также въ Іудиѳ. IV, 4. *) Вл. Іеронимъ говоритъ: «8а1ет сіѵііав В.ісітогшп циае евѣ БісЬет». Выло бы
точнѣе сказать, что онъ находился близъ Сихема. Онъ полагаетъ его на 12 верстъ
южнѣе отъ Беѳсана (Опога. 8. ѵ. Ер. ай Еѵа<»г. 1). Разрушенный колодезь теперь
называется Шейхъ Садимъ (ВоЪіпзон, ВіЫ. Кез. III, 333). 6) Напр. Кнобель, Тугъ, Деличъ и Еалишъ на Быт. XXXIII, 18. г) Бд. Іеронимъ, ай Еѵадг., см. также преданіе сохраненное Евиолемомъ (ар.
ЕизеЪ. Ргаер. Еѵап§. IX, 17) говоритъ, что Авраамъ имѣлъ вту встрѣчу на Гори¬
зимѣ (ЕгѵаЫ, 0-езсЬ. III, 239; Віапіеу, біп. апй. Раі. р. 237). 8) оЬш, иіалемъ, мирный, миръ. *) Въ трактатѣ Берешитъ Рабба говорится, что Мелхи-Салемъ означаетъ «совер¬
шенный царь», и что онъ названъ былъ такъ потому, что былъ обрѣзанъ—въ виду
Быт. ХѴП, 1 (ѵійс 8сЪоіІ§еп аі Іос.). Филовъ называетъ его «царемъ мира, ибо
таково значеніе Салима» (Ье^. аііе^. 111, 25). 10) Ис. IX, 5; Кол. I, 20 и проч.