Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ПРИЛОЖЕНІЯ. 789 к) Въ XIII, 5 апостолъ употребляетъ цитату: «не оставлю Тебя и не
покину тебя». Въ этой формѣ слова эти въ точности не находятся въ св
Писаніи, но Филонъ цитуетъ ихъ изъ св. Писанія въ этихъ же самыхъ
словахъ *). IX. Предполагаемые авторы посланія къ Евреямъ. Перев. —Въ виду отсутствія точнаго указанія автора въ самомъ посланіи, оно
приписывалось различнымъ авторамъ. Критики въ древнія и новѣйшія времена
сильно расходились въ этомъ отношеніи. Въ первыя пять столѣтій христіанской
эры не существовало единогласнаго мнѣнія касательно автора его, и подобное
же разнообразіе мнѣній явилось со времени реформаціи. Посланіе приписывалось
Клименту Римскому, Варнавѣ, св. Лукѣ, Силѣ или Силуану, Аполлосу и, въ
концѣ концевъ, опять апостолу Павлу. Достаточно бросить бѣглый взглядъ на
всѣ эти гипотезы, чтобы видѣть, какъ слабы притязанія всѣхъ вышепоиме¬
нованныхъ лицъ, кромѣ дѣйствительнаго автора посланія, апостола Павла. Въ раннія времена нѣкоторые считали Климента Римскаго не болѣе какъ
переводчикомъ или толкователемъ посланія. Но другіе считали его въ соб¬
ственномъ смыслѣ авторомъ, какъ это мы узнаемъ изъ Оригена и Филастрія.
Еразмъ и патрицій Юній, впервые издавшій посланіе Климента въ коринѳя¬
намъ съ Александрійскаго манускрипта, усвоили послѣднее мнѣніе. Немногіе
критики, однакоже, находятъ возможнымъ серьезно думать, что это посланіе было
написано именно Климентомъ. Правда, что во многихъ мѣстахъ есть большое
сходство между нимъ и посланіемъ Климента къ коринѳянамъ. Не мало даже бу¬
квальныхъ соотвѣтствій между ними. Но это обстоятельство доказываетъ не бо¬
лѣе того, что Климентъ былъ знакомъ съ посланіями апостола Павла, включая и
обращенное къ Евреямъ; такъ что онъ естественно и съ охотою переплеталъ
ихъ мысли и выраженія съ своимъ собственнымъ сочиненіемъ. Климентъ, не¬
сомнѣнно, дѣлалъ заимствованія изъ этого посланія. Въ отношеніи языка его
посланіе къ коринѳянамъ сравнительно чисто и правильно, но оно отличается
отъ посланія въ Евреямъ своимъ неперіодическимъ, нериторическимъ ха¬
рактеромъ. Оно совершенно практично по тону. Въ немъ не содержится ни¬
какого отличительнаго ученія христіанства. Напротивъ, въ посланіи къ Евреямъ
мы видимъ умозрительный духъ, нѣсколько какбы Александрійскій въ тонѣ
и колоритѣ, до котораго Климентъ, насколько мы можемъ думать, никогда не
могъ достигнуть 2). По другой гипотезѣ, оно составлено было Варнавой, сотоварищемъ и дру.
гомъ апостола Павла, о которомъ мы читаемъ въ Дѣяніхъ Апостольскихъ. Та¬
ковъ былъ взглядъ Тертулліана. Въ новѣйшія времена онъ былъ принятъ ') Ое сопГ. 1іп§. § 33, ой ое аѵш оо8’ ой ае ІунатаХідао (Мап§. I, 430). • Сій^е^^і’^ЕШеиид8>,,у9і. УІ>1 вееі. 649, р. 295Д ,и сдѣд., ■ •*' І '■ э •» .гчіг.Т'» V (чс 4 ■”і Л С. ' .л *