Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
і ); приложенія. 787' торлица—боікественную мудрость, голубь—человѣческую мудрость. Мудрецъ
разсматриваетъ все это какъ дары свыше. Въ текстѣ говорится, что «онъ»
раздѣлилъ эти жертвы. И такъ какъ ими Авраама не повторяется, то «Онъ»
должно означать Логосъ, и обозначаемая имъ истина заключается въ томъ,
что Логосъ «наточенный до степени острѣйшаго лезвія» раздѣляетъ всѣ по-
степени вещи до ихъ глубочайшихъ основъ, душу—на разумную и не¬
разумную; языкъ—на истинный и ложный; чувственный міръ—на ясныя и
неясныя явленія. 8ти раздѣленныя части, въ лидѣ противоположности, распо¬
лагаются одна, противъ другой. Одни только голуби не раздѣляются, потому
что божественная мудрость проста и не можетъ быть расколота на про¬
тивоположности 1). Такъ, Богъ, изощряя Свое Слово, разсѣкающее все, раз¬
дѣляетъ безформенную и отвлеченную сущность всѣхъ вещей, четыре стихіи
міра и составленныя изъ нихъ животныя и растенія. Отсюда изреченіе: «раз¬
сѣкающее Слово», невидимому основано на различіи между Логосомъ, какъ
первичной идеей, и Логосомъ, какъ творческой силой. II. Міръ идей, которому существующій міръ соотвѣтствуетъ какъ копія
своему первообразу, заключается въ божественномъ Логосѣ. Филонъ поясняетъ
это, говоря, что когда Богъ повелѣлъ Моисею воздвигнуть змія въ нустынѣ,
Онъ не сказалъ ему, изъ какого металла его сдѣлать, потому что идеи Божіи
отвлеченны и не матеріальны; Моисей, осуществляя это повелѣніе въ конкрет¬
номъ видѣ, принужденъ былъ употребить нѣкоторое вещество и поэтому сдѣ¬
лалъ змія изъ мѣди 2). Подобнымъ-же образомъ онъ думаетъ, что Богъ не
можетъ быть постигнутъ человѣческимъ знаніемъ, но что Онъ есть Слово.
Отсюда, истолковывая Быт. XXII, 16, онъ говоритъ: «Богъ есть Богъ мудрыхъ
и совершенныхъ существъ, но Логосъ есть Богъ насъ, которые несовершенны». III. Филонъ употребляетъ такъ много аналогій для выраженія своего по¬
нятія о Логосѣ, что впадаетъ въ противорѣчія и повергаетъ въ смущеніе
своихъ читателей. Логосъ въ различныхъ мѣстахъ его объемистыхъ сочиненій
есть творецъ видовъ, хотя Онъ самъ есть идея идеи; Онъ есть печать Божія;
Онъ есть божественная сила, обитающая во вселенной; Онъ есть цѣпь или
связь, сдерживающая міръ; Онъ есть законъ и установленіе всѣхъ вещей; Онъ
есть податель мудрости, хранитель добродѣтели; Онъ есть манна, питающая
душу; Онъ есть отечество мудрыхъ душъ, вождь мудрыхъ; Онъ есть ихъ
контролирующая совѣсть, ихъ утѣшитель; Онъ есть божественная мудрость,
которая есть дочь Бога 8). VIII. Черты сходства между посланіемъ нъ Евреямъ и сочиненіями Филона. Въ текстѣ было уже сказано о сходствѣ посланія въ Евреямъ съ сочине¬
ніями Филона,, и-здѣсь мы укажемъ нѣсколько примѣровъ этого сходства. *)*) гег. йіѵ. Наег. § ХЬѴІІІ (Мап§. I, 491); см. Ѳ?гбгег, РЬіІо, I, 184—187.
ж) Ье§. аііеед. II, § 20 (Мапр;. I, 80). а) См. различныя мѣста, приведенныя у Гвререра, РЬіІо, I. 176—243. 50*