Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ПЕРВЫЕ ДНИ ХРИСТІАНСТВА. 1 ~786~ въ томъ смыслѣ, что ищущая душа признаетъ Бога, его любовь и его силу.
Три мѣры муки означаютъ, что душа должна принимать и лелѣять это троя¬
кое явленіе Бога. Слово, которымъ обозначаются прѣсные хлѣбы (іухрофіа?),
означаетъ, что священное слово о Богѣ и Его силѣ должно быть сокрыто
въ посвященной душѣ * *). 5. На Быт. XXXII, 10: «съ посохомъ моимъ перешелъ я этотъ Іорданъ».
Филонъ говоритъ, что было-бы нелѣпо (татаіѵбѵ) понимать это мѣсто буквально.
Іорданъ означаетъ все низкое; посохъ означаетъ дисциплину. Іаковъ имѣлъ
въ виду сказать, что дисциплиной онъ поднялся выше всякой низости. Только такими средствами Филонъ могъ избавиться отъ представленія
Бога, какъ имѣющаго человѣческіе члены и человѣческія страсти. Но съ та¬
кимъ методомъ онъ могъ смѣло устранять какъ буквально ложное, и только
иносказательно истинное все то, что не соотвѣтствуетъ его философскимъ
понятіямъ. Такъ, на Быт. II, 21 сказавъ, что буква повѣствованія^имѣетъ
миѳическій характеръ, онъ доказываетъ, что въ противномъ случаѣ она
была-бы нелѣпа; подъ «ребрами разумѣется лишь сила жизни» 2), „ и мнѣніе,
что Ева была создана [изъ матеріальнаго ребра, кажется для него унизи¬
тельнымъ. 6. Филонъ часто принимаетъ общій фактъ, но всѣ его подробности истол¬
ковываетъ аллегорически. Дерево райское, змѣй и изгнаніе, по его мнѣнію,
простые символы, и онъ увѣренно обращается съ этимъ своимъ объясненіемъ
къ посвященнымъ. Суть этой системы можно видѣть въ его толкованіи па
изреченіе: «сотворимъ человѣка по образу Нашему». Множественное число,
говоритъ онъ, показываетъ, что ангелы, какъ и Богъ, принимали участіе въ
сотвореніи человѣка, и такъ какъ человѣкъ состоитъ изъ смѣшанной при¬
роды, то мы должны предполагать, что добрая сторона его природы вышла
отъ Бога, слабая сторона — отъ ангеловъ. Но затѣмъ онъ поясняетъ, что
этотъ стихъ приложимъ къ творенію человѣка въ идеѣ, но не въ конкретѣі. ѵіі. Дополнительныя иллюстраціи взглядовъ Филона касательно Логоса. Въ Богѣ, какъ и въ человѣкѣ, Филонъ полагаетъ различіе между языкомъ
и разумомъ. Божественный разумъ обнимаетъ весь разумный міръ, міръ идей
то, что онъ иногда называетъ идеей идей. Божественный языкъ заключаетъ
весь міръ дѣйствующихъ дѣятелей и божественныхъ силъ. I. Отсюда именно въ выраженіи, находящемся и въ посланіи въ Евреямъ
(IV, 12), онъ называетъ Слово Божіе живымъ и дѣйственнымъ, острѣе вся¬
каго меча обоюдоостраго,- резсѣкающаго все. Выраженіе это основывается на
аллегорическомъ объясненіи Быт. XV, 9, Филовъ говоритъ, что въ описывае¬
момъ тамъ жертвоприношеніи коза символизируетъ чувства, телецъ—душу, *) ёріроіріа; означаетъ «лепешки, испечейныя зарытіемъ ихъ въ золу» (Г)е
8асг. АЪеІ еі Саш, Мап§. I, 173). *) Ье§. а11姧. I, 18 (Маіщ. I, ТО).