Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ПРИЛОЖЕНІЯ. 7-85 Каину, есть убійство. Здѣсь же невидимому главнымъ образомъ указывается
на дерзость и богохульство, и то дерзкое безбожіе, въ которомъ обвиняетъ
Каина Іерусаилимскій Таргумъ на Бы IV, 7, гдѣ онъ отрицаетъ существо¬
ваніе Верховнаго Судіи или страшнаго суда. Намекъ этотъ не можетъ отног.
ситься къ богохульствующимъ гностикамъ, называвшимъ себя каинистами,
такъ какъ мы слышимъ о нихъ лишь гораздо позднѣе ‘). Замѣчательно однако
же, что они избираютъ Каина, содомлянъ и Корея- (которые всѣ здѣсь упо¬
минаются) въ качествѣ своихъ героевъ и представителей болѣе крѣпкихъ и
лучшихъ духовныхъ силъ, которыя противодѣйствовали Деміургу Моисеева
Завѣта и матеріальному міру. ѵі. Образчики Филоновой аллегоріи. 1. Толкуя Быт. XVII, 16: «Я дамъ тебѣ сына отъ нея» и объясняя
это въ смыслѣ радости сердца, которую Богъ обѣщаетъ добродѣтельнымъ,
Филонъ прибавляетъ, что нѣкоторые объясняютъ готъ нея» въ смыслѣ <не¬
зависимо отъ нея», такъ какъ добродѣтель возникаетъ не изъ души, но
отвнѣ, именно отъ Бога. Другіе объясняютъ эти греческія слова какъ-будто
они составляютъ одно слово, означая «немедленно», такъ какъ всѣ боже¬
ственные дары скоры и самопроизвольны. Другіе затѣмъ истолковываютъ
«отъ нея» въ смыслѣ готъ добродѣтели», которая есть мать всего добраго 2).
Совмѣстное существованіе трехъ такихъ странныхъ пріемовъ толкованія по
крайней мѣрѣ показываетъ, что Филонъ могъ расчитывать на принятіе его
среди читателей, которыхъ онъ имѣлъ въ виду. 2. На Быт. XV, 15 онъ говоритъ, что въ изреченіи: «ты пойдешь къ
отцамъ твоимъ» нѣкоторые подразуыѣваютъ подъ отцами не «твоихъ халдей¬
скихъ предковъ», но солнце, луну и звѣзды; другіе объясняли «отецъ» въ
смыслѣ «первообразныхъ щей и невидимыхъ вещей»; иные еще подразумѣ-
вали подъ нимъ четыре стихіи и силы, изъ которыхъ составлена вселенная,
именно землю, воздухъ, огонь и воду! * * 8). 3. Каждый изъ патріарховъ представляетъ извѣстное состояніе души.
Авраамъ представляетъ пріобрѣтенною добродѣтель; Исаакъ — естественную
добродѣтель; Іаковъ—добродѣтель, пріобрѣтаемую воспитаніемъ; Іосифъ—граж¬
данскую добродѣтель; Сарра представляетъ родовую добродѣтель, добродѣтель
въ отвлеченности; Ревекка представляетъ терпѣніе; Лія—преслѣдуемую добро¬
дѣтель; Фараонъ есть душа, настроенная противъ Бога; Моисей есть проро¬
ческое слово. Все и каждое лицо означаетъ что-нибудь другое. Египетъ изо¬
бражаетъ тѣло; Ханаанъ символизируетъ благочестіе. Царство есть эмблема
божественной мудрости; голубь—человѣческой мудрости; овца—чистой души. 4- Разъясняя Быт. XVIII, 6, онъ истолковываетъ явленіе трехъ ангеловъ ') Ігеп. с. Наег. 1, 31; Ергркап. Наег. 38. г) Бе потіп. тиіаі., § XXV (Мап§еу, I, 399). 8) (іиіа Кег. Біѵ. Наег. (Мап§. I, 513). Бе Мі&г. АЬгаЬат., аЛ іпіі. . 50