Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
'784 ПЕРВЫЕ ДНИ ХРИСТІАНСТВА. тьиы на вѣки». Можно бы предположить, что метафора эта заимствована отъ
метеоровъ, исчезающихъ быстро, или кометъ, улетающихъ въ безграничную
пустоту. Но изъ книги Еноха, ХѴГІІ, 14, 16, мы приходимъ къ заключенію, что
подъ «блуждающими звѣздами » разумѣются совершенно буквально планеты
(аатврес тгХаѵгугаі) не потому, что онѣ темноваты, но потому, что считаются
(вмѣстѣ съ солнцемъ и луною) какъ «семь звѣздъ..., которыя преступили
заповѣдь Божію.., такъ какъ онгь не явились въ свое надлежащее время».
Что собственно разумѣлъ здѣсь писатель, сказать невозможно, но онъ могъ
отождествлять планеты съ злыми духами, такъ какъ онѣ были предметами
идолопоклонства и назывались по имени языческихъ боговъ ’). III. Затѣмъ въ ст. 7 почти явственно предполагается, что грѣхъ
падшихъ ангеловъ былъ сходенъ съ грѣхомъ городовъ долины Сиддимъ, именно
въ томъ, что они своими связями съ смертными женщинами «ходили за иною
плотію». Таковъ именно взглядъ и Еноха. Енохъ упрекаетъ ихъ (XV, 1—7)
за то, что они, будучи по своей природѣ духовными, «поступили какъ тѣ,
которые состоятъ изъ плоти и крови», и такимъ образомъ преступили самый
законъ своей природы. IV. Указанія на раввинскія и другія сказанія въ посланіи св. Іуды не
ограничиваются зтимъ. Въ ст. 5 говорится, что «Іисусъ» вывелъ народъ изъ
Египта, потомъ погубилъ невѣровавшихъ. Употребленіе имени «Іисусъ» вмѣсто
«Христосъ» показываетъ быть можетъ нѣсколько позднее происхожденіе посла¬
нія. Когда ап. Павелъ намекаетъ на легендарное странствованіе камня въ
пустынѣ (Корине. X, 4), онъ прибавляетъ иносказаніе: «и этотъ камень есть
Христосъ». Говоря, что «Іисусъ» избавилъ народъ изъ земли Египетской,
св. Іуда невидимому отождествляетъ Его съ столпомъ огненнымъ, служа¬
щимъ однимъ изъ многихъ божественныхъ проявленій, съ которыми филонъ
сравниваетъ Логосъ 2). V. Указаніе на споръ между архангелоіи. Михаиломъ и сатаною каса¬
тельно тѣла Моисеева еще не приведено къ какому либо опредѣленному источ¬
нику. Оригенъ говоритъ, что оно заимствовано изъ апокрифической книги,
называемой «Успеніе Моисея»; и Икуменій говоритъ, что сатана добивался
тѣла Моисеева, такъ какъ онъ убилъ египтянина. Слова: «да запретитъ тебѣ
Господь» обращаются къ сатанѣ Господомъ (подъ которымъ, вѣроятно, разу¬
мѣется тоже самое, что и «ангелъ Господень» въ предыдущемъ стихѣ) въ
Зах. III, 2. Ближе всего къ этому сказанію подходитъ Таргумъ Іонаѳана на
Втор. XXXIV, 6, гдѣ говорится, съ очевидной ссылкой на подобный .же
разсказъ, что могила Монсея была ввѣрена попеченію архангела Михаила. VI. Затѣмъ, когда говорится, что эти ложные и нечестивые христіане «идутъ путемъ Каиновымъ», то этой ссылкѣ нельзя найти никакого со¬
отвѣтствія въ книгѣ Бытія. Единственное преступленіе, приписываемое тамъ
—- , і . Касательно двухъ замѣчательныхъ нараллелей между книгой Еноха и Апока¬
липсисомъ ем. замѣчанія на Откр. VI, 10, 11 и XIV, 20. 5) <3иіз Кег. Біѵ. Наег. 7, и Юе Ѵіі. Моа. 2.