Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ПРИЛОЖЕНІЯ. 7'ВЗ во времена Маккавеевъ, и что главы XXXVII — ЬХХ составлены не ранѣе
времени Ирода Великаго и наполнены кромѣ того позднѣйшими вставками.
Фолькмаръ старался доказать, что вся эта книга въ общемъ не древнѣе цар¬
ствованія Адріана, и что она выражаетъ собою взгляды раввина Акибы *). Одной изъ причинъ не высокаго почтенія іудеевъ къ этой книгѣ можетъ
быть то, что писатель не обнаруживаетъ никакого интереса къ ихъ обрядо¬
вому и церемоніальному закону, и не дѣлаетъ никакого особеннаго упомина¬
нія объ обрѣзаніи или о субботѣ. ѵ. Слѣды раввинснихъ преданій въ посланіи св. Іуды. Прямая цитата св. Іуды (14, 15) изъ книги Еноха взята изъ ея второй
главы, но это отнюдь не единственная черта сходства между этими двумя
писателями. I. Св. Іуда цъ 6 стихѣ говоритъ о паденіи ангеловъ, которые «не сохра¬
нили своего достоинства», но «оставили свое жилище, и вслѣдствіе этого соб¬
людаются въ вѣчныхъ узахъ, подъ мракомъ, на судъ великаго дня» (ср. 2
Петр. II, 4, 5). Этотъ предметъ, какъ мы видѣли, занимаетъ значительную
часть книги Еноха. Въ VII, 2 разсказывается о двухстахъ ангеловъ, ко¬
торые сошли на Ардисъ, вершину горы Армона. Въ XII, 5 — 7 разсказы¬
вается, что они «оставили высокое небо и свое святое вѣчное жилище,...
и сильно были испорчены на землѣ»; въ XIV, 4, что они «должны быть
привязаны къ землѣ, пока стоитъ міръ»; и въ XVI, 5, что онп «никогда
не получатъ мира». Ихъ темница, гдѣ они будутъ «содержаться навсегда»
(XXI, 6), есть страшное мѣсто, и они «заключены въ сѣть изъ желѣза и
мѣди» ГЫѴ, 6), которая однакоже состоитъ «изъ желѣзныхъ оковъ, не-
вмѣющихъ вѣса». Послѣднее выраженіе напоминаетъ подобное же выраженіе
«беззвучныя цѣни» Шелли, и выраженіе Эсхила «оковы, но не изъ мѣди».
Во второмъ посланіи ап. Петръ говоритъ объ этихъ оковахъ, какъ о цѣпяхъ
тьмы, и авторъ книги Премудрости XVII, 2, 6, 17, очевидно, имѣлъ въ
своей душѣ подобную же картину, когда говоритъ объ египтянахъ, какъ
«окованныхъ узами долгой ночи», «запертыхъ въ темницу безъ желѣзныхъ
запоровъ», и связанныхъ «одною цѣпью тьмы». Эти падшіе ангелы заперты
въ «пылающей долинѣ», и однакоже ея огни не даютъ свѣта, или только
«научаютъ свѣтъ подражать мраку», такъ какъ они «покрыты тьмою», и
«не видятъ свѣта» (Енох. X, 1—9). II. Затѣмъ въ 13 ст. св; Іуда сравниваетъ обличаемыхъ имъ развращен¬
ныхъ антиноміанъ съ «звѣздами блуждающими, которымъ блюдется мракъ 11| Дальнѣйшія свѣденія см. въ іаиігеиее, РгеІіт.ВізвегІ. апд Тгапзіаііоп (1821)
Нортапп Оаз ВисЬ НепосЬ (1833);'ЕгесЬ апсі ОгііЬег Епсуі. в. т.; ІМскі Еіпіеіі. іп
й. ОЯепЬ. I,; 89—144; О/гдгег, ЗаЬгЬ. 4. Неііз. I, 93 ж сл. и особенно А. ХШІтапп,