Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
782 ПЕРВЫЕ ДНИ ХРИСТІАНСТВА. сисѣ), въ которыхъ Еноху преподается ученіе о происхожденіи элементовъ и
общихъ началъ естествознанія, и показывается темница падшихъ ангеловъ и
обитаніе добрыхъ, гдѣ слышится голосъ убитаго Авеля. XXXVII—ЬХХ *)—второе «видѣніе премудрости», которое, какъ и въ
Апокалипсисѣ, повторяетъ, хотя и съ многими видоизмѣненіями, всѣ суще¬
ственные предметы, содержащіеся въ I—XXXV, разсматриваемые какъ одно
видѣніе. Этотъ отдѣлъ распадается на три притчи или машала; изъ нихъ
XXXVIII—ХЬІѴ главнымъ образомъ останавливаются на будущемъ обитаніи и
состояніи грѣшниковъ; ХЬѴ—ЬѴ на тѣхъ, которые отрицаютъ небо и
Бога, и судъ Мессіи, который они навлекаютъ на себя; ЬѴІ—ЬХХ главнымъ
образомъ занимаются блаженствомъ избранныхъ. Отдѣлъ ЬХХІ—ЬХХХІ оглавляется «книгой о свѣтилахъ неба». Енохъ
устно и письменно преподаетъ своему сыну Маѳусаилу ученіе касательно
солнца, луны и звѣздъ. Отдѣлъ ЬХХХІІ—ЬХХХІХ содержитъ два сновидѣнія: въ первомъ
Енохъ видитъ картину потопа и проситъ Бога не истреблять все человѣчество;
во второмъ онъ видитъ апокалипсическое предъизображеніе будущей исторіи
вплоть до времени Ирода Великаго (?) съ изображеніемъ дней Мессіи. Главы ХС, ХСІ содержатъ утѣшеніе и увѣщаніе Еноха къ своимъ дѣтямъ. Глава ХСІІ до стиха 18 составляетъ очеркъ исторіи въ десяти недѣ¬
ляхъ или періодахъ, изъ которыхъ первая ознаменовывается рожденіемъ
Еноха, вторая—потопомъ, третья—жизнью Ноя, четвертая—Моисеемъ, пятая—
построеніемъ храма Соломонова, шестая—Ездрой, седьмая—вторженіемъ язы¬
чества, восьмая—наградами, наказаніями и построеніемъ новаго храма, девя¬
тая—царствомъ Мессіи, десятая—судомъ надъ людьми и ангелами, и обнов¬
леніемъ міра. Съ ХСІІ, 19—СІѴ книга имѣетъ главнымъ образомъ дидактическій ха¬
рактеръ и наполнена обѣщаніями и угрозами. Въ послѣдней главѣ (СѴ) Енохъ
разсказываетъ о рождеіи Ноя, и пророчествуетъ, что онъ будетъ основате¬
лемъ новаго рода. Эѳіопскій текстъ этой книги несомнѣнно переведенъ съ греческаго, отрывки
изъ котораго мы находимъ въ посланіи св. Іуды, у Іустина Философа и
другихъ отцевъ и учитлей церкви, равно какъ и въ «Завѣтѣ двѣнадцати
патріарховъ» 2). Есть ли греческій текстъ самъ по себѣ переводъ съ подлин¬
ной еврейской книги, — неизвѣстно. Оригенъ невидимому думаетъ, что это
именно такъ, потому что онъ говоритъ, что эти книги (ІіЬеІІі) не считались
авторитетными «среди евреевъ». Что книга эта въ ея настоящемъ видѣ не
есть произведеніе одного автора и что части, касающіяся Ноя, обнаружи¬
ваютъ другую руку, это очевидно. На основаніи внутреннихъ данныхъ ясно,
что по крайней мѣрѣ часть книги (главы I—XXXV, ЬХХІ—СѴ) написана *) Главы XXXVI нѣтъ въ рукописи.
\) Огід. Нот. 28; на Чис. XXXIV. (