Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
780 ПЕРВЫЕ ДНИ ХРИСТІАНСТВА. что въ дѣйствительности онъ могъ писать изъ Селеввіи или Етезифона, въ
каковыхъ городахъ іудеи были многочисленны *); или даже изъ Негардій или
Низибіи, въ которыхъ они находили себѣ убѣжище * 2). Парѳяне, мидяне, ела-
митяне и обитатели Месопотаміи были среди его слушателей въ день Пяти¬
десятницы, и по существу дѣла нѣтъ ничего невѣроятнаго въ томъ, что онъ
отправился посѣтить эти населенныя общины разсѣянія. Онѣ были столь
многочисленны и столь важны, что I. Флавій первоначально писалъ свою
«Исторію Іудейской, войны» для ихъ собственнаго употребленія, и писалъ ее
на арамейскомъ языкѣ, не сомнѣваясь, что она найдетъ многочисленныхъ чита¬
телей. Нѣкоторые доказывали, что географическій порядокъ, замѣчаемый въ пере¬
численіи Понта, Галатіи, Каппадокіи, Азіи и Виѳиніи (церкви, къ которымъ
обращено его посланіе) представляется болѣе естественнымъ для того, кто
пишетъ изъ Вавилона, чѣмъ для того, кто бы писалъ изъ Рима; но это такой
доводъ, который не можетъ выдержать никакой критики. Съ другой стороны противъ буквальнаго пониманія слова «Вавилонъ» суще¬
ствуютъ два сильныхъ аргумента: 1) нѣтъ ни малѣйшаго преданія въ этихъ
областяхъ о какомъ-либо посѣщеніи ихъ ап. Петромъ; 2) если ап. Петръ былъ
въ Вавилонѣ въ то время, когда бы ля написано его посланіе, то трудно
объяснить его знакомство съ посланіемъ къ Ефесянамъ, которое было напи¬
сано не раньше 63 года; 3) трудно вообразить обстоятельства, которыя
могли-бы привести его съ далекаго востока, въ самый кризисъ Неронова
гоненія, въ Вавилонъ запада; 4) если подъ «Маркомъ» разумѣется Маркъ
евангелистъ, то онъ былъ съ ап. Павломъ между 61 и 63 годами 3), и
вѣроятно присоединился къ нему какъ разъ предъ его мученичествомъ въ 68
году 4 5). Поэтому, мы не можемъ ожидать встрѣтить его въ 67 году въ такомъ
далекомъ городѣ какъ Вавилонѣ. Мы сильно склоняемся къ мнѣнію, что подъ Вавилономъ апостолъ разу¬
мѣетъ Римъ '), и находимъ это толкованіе распространеннымъ въ церкви
въ самые первые дни6). Апокалипсисъ былъ написанъ около того-же самаго вре¬
мени, или не долго спустя, какъ и первое посланіе ап. Петра; а въ Апокалип¬
сисѣ 7) и въ Сивиллиныхъ стихахъ 8) мы видимъ, что западный и даже азіат¬ *) Лоя. АШ. XV, 3, 1. 2) Ля. АпМ. ХѴШ, 9, § 9. 3) Кол. IV, 10; Фпдиы. 24. <) 2 Тиы. IV, 11. 5) Такъ единогласно думаютъ отцы и учители цернаи; равнымъ образомъ Гроцій,
Ларднеръ, Кевъ, Землеръ, Гитцигъ и Тюбингенская школа. Противъ этого мнѣвія
высказываются Де-Ветте и Визелеръ. См. также Ріряіиз, СЬгоп. іег Кбт. ВівсЬ.
(1869); ШІдепГеЫ, Реігия іп Коні (2е1і8сЬг. і. \ѵо88. ТЬеоІ. 1872); 2еііег, 2иг Ре-
ІПШІга^е (ІЬ. 1876). 6) Раргая, ар. ЕивеЪ. Н. Е. П, 15; Ш, 25; Ігеп. с. Наег. III, 1 еіс. ?) Откр. XIV; 8; XVI, 19; XVII, 9, 18; XVIII, 2 и проч. ») Біііуіі. V, 143, 159..