Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
послѣдніе годы его жизни. О нѣкоторыхъ изъ нихъ мы можемъ
сразу же сказать, что если даже они и истинны, то во всякомъ
случаѣ по своему духу принадлежатъ гораздо болѣе къ той эпохѣ,,
въ . которую онъ писалъ Апокалипсисъ, чѣмъ къ той, въ которую
онъ писалъ Евангеліе. . . , !і> Одно изъ наиболѣе извѣстныхъ изъ этихъ преданій разска¬
зываетъ, что однажды въ Ефесѣ онъ хотѣлъ войти въ одну изъ
большихъ общественныхъ бань (термы), какъ вдругъ его извѣ¬
стили, что тамъ находится Керинѳъ. Услышавъ это, апостолъ тот¬
часъ же вернулся назадъ, восклицая: „убѣжимъ отсюда, чтобы
баня не обрушилась на наши головы, ибо тамъ Керинѳъ, врагъ
истины" 89). По другой передачѣ этого разсказа, сообщаемой св.
Епифаніемъ, вмѣсто Керинѳа подставляется имя миѳическаго Евіо-
на90), и эта варіація, къ счастью, бросаетъ тѣнь сомнѣнія на
весь разсказъ, которымъ съ удовольствіемъ пользуются различные
религіозные партизаны, находящіе въ немъ поддержку для ле¬
лѣемаго ими духа партійной религіозной вражды. Въ этомъ раз¬
сказѣ мы дѣйствительно улавливаемъ старый тонъ запальчивости и
нетерпимости сына Громова даже въ тотъ періодъ его жизни, когда
можно бы, на основаніи другихъ указаній, надѣяться, что онъ уже
поднялся въ ту область, „гдѣ надъ смятеньемъ бурныхъ воплей,
торжественный царствуетъ миръ". Керинѳъ былъ іудейскій хри¬
стіанинъ и самый ранній изъ христіанскихъ гностиковъ. Это былъ
одинъ изъ тѣхъ, которые вѣрили въ два начала, дѣлая различіе
между Богомъ , н Деміургомъ, т. е. Творцеыъ91)- Затѣмъ онъ былъ
однимъ изъ основателей, докетизжа въ той формѣ его, по которой
Іисусъ считался простымъ человѣкомъ, на котораго „Христосъ",
сынъ высочайшаго Бога, снизошелъ во время Его крещенія въ
видѣ голубя, оставивъ Его опять въ моментъ Его распятія. Легко
понять, какъ. возмутительны могли быть такіе взгляды для ап..
Іоанна, какъ они шли въ разрѣзъ съ его глубочайшими и драго¬
цѣннѣйшими убѣжденіями. ■ Но въ предположеніи, что бани должны
были необходимо пасть и обрушиться на еретика, мы можемъ
только видѣть отдаленный слѣдъ (если бы разсказъ былъ истин¬
ный) того духа, который нѣкогда желалъ повторить чудо пророка
Иліи, именно низвести огонь для пожранія невѣрующихъ,—духа
того, который на время забылъ, что Христосъ пришелъ спасать,
а не разрушать, что Богъ заставляетъ свое солнце сіять на доб¬
рыхъ и злыхъ и посылаетъ свой дождь на праведныхъ и непра¬
ведныхъ 9‘). Есть и другое основаніе для сомнѣнія въ истинности этого
сказанія. У іудеевъ не было въ обычаѣ ходить въ общественныя
бани. Они едва ли могли дѣлать это, не подвергая себя самымъ