Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ТОРЖЕСТВО ХРИСТІАНСТВА. ТТ’З противъ христіанства. Побѣда была водная и совершенная,
танъ что и сдѣланная впослѣдствіи императоромъ Юліаномъщ©-
слѣджяя попытка возвратить господство язычеству могла послу?
жить лишь къ тому, чтобы вполнѣ обнаружить его безсиліе и
ускорить его окончательное паденіе. Дѣло Константина были, не
безъ большихъ недостатковъ; изъ Новаго положенія возникли для
церкви и новыя опасности; но насажденія, сдѣланныя великимъ
императоромъ, не были „однодневнымъ садикомъ Адониса“, какъ
издѣвался надъ ними его племянникъ Юліанъ, но были насажде¬
ніями, которымъ предстояла вѣчность и плодами которыхъ мы на¬
слаждаемся и теперь. Конечно римскаго государства не могъ
спасти и Константинъ. Оно отжило свое время, такъ какъ его
задача собрать міръ для Христа была исполнена. Оно должно
было исчезнуть въ христіанствѣ, потому что главнымъ его на¬
значеніемъ было приготовить для христіанства мѣсто въ мірѣ, а
затѣмъ христіанское время должно было принести и новый складъ
государственной народной жизни. Со времени Константина яви¬
лась христіанская власть, и этимъ сразу опредѣляется все вели¬
чіе этого дѣла для всякаго, кто только способенъ понимать его. Въ наше время впервые начинаютъ опять серьезно расшаты¬
вать дѣло Константина, и многіе думаютъ, что необходимымъ ус¬
ловіемъ дальнѣйшаго прогресса въ культурномъ развитіи по не¬
обходимости должна служить отмѣна этого дѣла. Но тѣ, которые
стараются доказать это, пусть примутъ во вниманіе, что именно
государство въ своемъ бѣдственномъ положеніи искало союза съ
христіанствомъ, такъ какъ оно нуждалось въ новомъ средствѣ для
управленія совѣстью своихъ гражданъ послѣ того, какъ потеряла
значеніе старая вѣра, потому что оно нуждалось въ новой нравствен¬
ной соли, чтобы народная жизнь не подверглась совершенному
растлѣнію. Еслибы въ дѣйствительности дѣло дошло до того, что
связь, которую 'Константинъ Великій установилъ между христіан¬
ствомъ и государственною и народною жизнью, опять была разор¬
вана, то скоро съ достаточностью обнаружилось бы, что государ¬
ство не можетъ обойтись безъ христіанства, и народная жизнь
безъ соли христіанства неминуемо впадетъ въ неисцѣлимое тлѣ¬
ніе. Разъ мы сойдемъ съ дороги Константина Великаго, мы по
необходимости возвратимся къ Діоклитіану: окажется необходи¬
мымъ сдѣлать попытку силою подавить христіанство, а въ такомъ
случаѣ неизбѣжно погибнетъ и вся наша народная и культурная
жизнь, какъ погибли созданія Діоклитіана и вся античная культур¬
ная жизнь. -И все это конечно приведетъ лишь къ тому, чтобы
за неимѣніемъ другаго исхода во второй разъ создавать дѣло, со¬
вершенное уже нѣкогда Константиномъ Великимъ.