Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
772 ПЕРВЫЯ ДНИ ХРИСТІАНСТВА. чтобы'Въ-качествѣ служителя Божія вести міръ, отъ восхода солнца
до. запада, изъ тьмы къ свѣту, къ должному служенію истинному
'Богу. Правда, онъ выразительно устранялся отъ намѣренія силою-
подавить, язычество; и заблуждавшіеся должны были наслаждаться,
тѣмъ же покоемъ, какимъ и вѣрующіе, хотя онъ и совѣтывалъ
всѣмъ переходить въ христіанство. „Всякій дѣлай то, что желаетъ
душа его. Тѣ, которые отдѣляются, должны по своей волѣ дер¬
жаться Арамовъ лжи; но мы наслаждаемся свѣтозарнымъ дѣломъ
божественной истины, и желаемъ также и имъ, чтобы они благо¬
даря всеобщему миру, благодаря счастливому покою мира, и сами
нашли для себя правый путъ* 1БЭ). Въ быстрой послѣдовательности теперь является рядъ законовъ,
которые всѣ расчитаны на то, чтобы предоставить язычеству мало
по малу вымирать и напротивъ содѣйствовать христіанству и дѣ¬
лать его единственной религіей государства. Старые и разва¬
лившіеся храмы не должны были возстановляться опять. Госу¬
дарственнымъ чиновникамъ запрещалось участіе въ жертвоприно¬
шеніяхъ и, какъ видно, позднѣе даже -была сдѣлана попытка уни¬
чтожить ихъ совсѣмъ. По мѣстамъ самъ народъ шелъ еще даль¬
ше, къ ревности примѣшивалось хищничество; храмы подвергались
ограбленію, статуи похищались, колонны, дерева и камни обра¬
щались на Другія, цѣли. Съ другой стороны проявлялась забота о
всеобщемъ расширеніи церквей, и самъ Константинъ приказалъ
построить рядъ великолѣпныхъ базиликъ въ большихъ городахъ, въ
Антіохіи и Никомидіи. Въ Іерусалимѣ возникла на томъ мѣстѣ,
гдѣ умеръ и воскресъ Спаситель, великолѣпная церковь Св. Гроба
и Воскресенія; св. Елена, мать императора, украсила христіан¬
скими святынями Елеонскую гору и Виѳлеемъ. Наконецъ онъ
далъ государству новую, съ самаго Начала христіанскую столицу.
Такъ какъ старый Римъ упорно держался языческаго культа, то-
на Босфорѣ онъ создалъ новый Римъ. Здѣсь стали возвышаться
христіанскія церкви, и прежде всѣхъ построена была изъ мра¬
мора и разноцвѣтныхъ камней большая и великолѣпная церковь
во имя св. апостоловъ; все здѣсь было наполнено христіанскими
символами и изображеніями. Тамъ уже не видно было больше,
какъ на площадяхъ старыхъ городовъ, статуй боговъ; на рыноч¬
ной площади тамъ стоялъ образъ добраго Пастыря, и при входѣ
въ императорскій дворецъ всѣмъ входящимъ и выходящимъ прежде
всего бросалась въ глаза большая картина, изображавшая самого-
Константина съ крестнымъ знаменіемъ въ рукѣ, причемъ подъ ногами
у него лежалъ пронзенный стрѣлами драконъ,—драконъ язычества. Итакъ онъ былъ побѣжденъ — этотъ драконъ язычества, по¬
бѣжденъ послѣ того, какъ онъ свирѣпствовалъ почти 300 лѣтъ