Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
770 ПЕРВЫЕ ДНИ ХРИСТІАНСТВА., конечно, не могъ быть продолжительнымъ. Государство не могло
оставаться раздѣленнымъ на двѣ половины ни въ политическомъ,
ни въ религіозномъ отношеніи.. Въ дѣйствительности, такъ какъ
въ это время всѣ политическіе вопросы, въ своей глубочайшей
основѣ, были религіозными, и во всякой борьбѣ существеннымъ
побужденіемъ была борьба- между христіанствомъ и язычествомъ,
то и здѣсь раздѣленіе государства было равнымъ образомъ рели¬
гіознымъ и, по естественному теченію вещей, становилось такимъ
изо дня въ день все болѣе. Въ то время, какъ Константинъ все
болѣе и болѣе приближался къ христіанству, соперничество съ
нимъ все болѣе толкало Лицинія въ объятія язычества. Его поли¬
тическая подозрительность сдѣлала для него подозрительнымъ и
самое христіанство, въ каждомъ христіанинѣ онъ видѣлъ привер¬
женца, въ каждомъ епископѣ—тайнаго агента своего соперника
Константина. Не прибѣгая къ кровавымъ мѣрамъ, онъ однакоже
старался, насколько возможно, стѣснить христіанство и содѣйство¬
вать язычеству “3). Собранія епископовъ были запрещены; хри¬
стіанское обученіе подъ всевозможными предлогами, затруднялось;
то здѣсь, то тамъ богослуженіе христіанъ, по повелѣнію прави¬
тельства, переносилось изъ церквей въ городахъ въ открытое
поле, причемъ Лициній даже не удержался отъ насмѣшки, ска¬
завъ, что свѣжій воздухъ полезнѣе для столь многочисленныхъ
собраній ,о4). Въ Нонтѣ нѣсколько церквей было совершенно за¬
крыто. Христіанъ упрекали въ томъ, что они молятся за Кон¬
стантина, а не за Лицинія. Всѣ христіане были удалены изъ чи¬
сла его приближенныхъ, изъ всѣхъ высокихъ гражданскихъ и
военныхъ должностей, и все управленіе, какъ и начальство надъ
войскомъ, передано было въ руки рѣшительныхъ язычниковъ ,5Г>).
Случалось еще нѣчто худшее, хотя и не видно насколько вино¬
венъ въ этомъ самъ Лициній, насколько виновны его сановники,
которые неблагосклонность своего государя къ христіанству легко
могли довести до открытыхъ актовъ гоненія. За преданность своей
вѣрѣ христіане были присуждаемы къ конфискаціи ихъ имуществъ,
лишаемы своего сана и свободнаго состоянія, отсылаемы въ руд¬
ники и терпѣли несправедливости всякаго рода 156). Доходило дѣло
до того, что и въ это время христіане запечатлѣвали свою вѣру
смертію, именно солдаты, у которыхъ вмѣстѣ съ этимъ связывался
вопросъ о военной дисциплинѣ и суровыхъ военныхъ законахъ.
Такъ это было съ знаменитыми сорока мучениками изъ Севастіи.
Намѣстникъ Малой Арменіи, какъ разсказываетъ преданіе, при¬
казалъ сорокъ солдатъ, отказавшихся отречься отъ своей вѣры,
совершенно нагими выставить на льду въ теченіе жестоко холод¬
ной зимней ночи. Для тѣхъ, которые рѣшались отрекаться отъ